вторник, 7 марта 2017 г.

Капитализм как причина экологической катастрофы и психических заболеваний


Капитализм как причина экологической катастрофы и психических заболеваний
Капитализм как причина экологической катастрофы и психических заболеваний. Чтобы аргументированно говорить о влиянии капиталистической системы на экологию планеты и психическое здоровье людей, надо объяснить, что всякая экономическая система — в первую очередь, система определенных социальных отношений между людьми. Способ, которым различные люди вступают в контакт друг с другом, определяется господствующим способом производства. Капитализм – такой способ, при котором контакт людей друг с другом опосредован через рынок и через отношения вещей. Говоря иначе, для того, чтобы человек мог получить необходимые для жизни вещи, он должен их обменять на что-нибудь на рынке. Каждый приходит на рынок с тем товаром для продажи, который у него имеется, чтобы получить средства для покупки того, что ему нужно. При этом, если определенная группа людей может продать на рынке несколько видов каких-нибудь товаров, то у рабочего есть только один вид специфического товара, который он может предложить – его способность к труду, рабочая сила.
Стремление к прибыли как причина экологической катастрофы.
Продавая на рынке свою рабочую силу, человек одновременно и отдает другому продукт своего труда. Им распоряжается уже не рабочий, а покупатель рабочей силы, выходящий на рынок с товаром. Рабочему же он платит зарплату, которой хватает для компенсации стоимости воспроизводства рабочей силы и не более того.
Но всякий товар в капиталистическом обществе имеет две стоимости: меновую (рыночную, которую можно выразить в конкретной денежной сумме) и потребительскую (это полезность продукта безотносительно его рыночной стоимости). Потребительская стоимость есть у всякого продукта, потребляемого человеком. Например, малина, собранная в лесу и съеденная тем же человеком будет обладать потребительской стоимостью, уже в силу того что она вкусная и способна утолять голод, но не будет обладать меновой стоимостью, поскольку досталась даром. С другой стороны, низкосортные однотипные женские романы обладают отрицательной потребительской стоимостью, поскольку их «потребление» приводит к печальным последствиям, среди которых даже неспособность воспринимать подлинную высокую культуру. Но несмотря на отрицательную потребительскую стоимость, у них есть рыночная цена.
Подобные романы обладают одной очень хорошей, с точки зрения капитала, особенностью. После прочтения одного женского романа, хочется прочесть другой. Такой же.
Интерес всякого организатора капиталистического производства – максимальная прибыль. Это можно сделать путем увеличения продаж. Однако, здесь есть одна загвоздка – дело в том, что капиталистическая промышленность достаточно быстро достигла такого уровня развития, при котором она потенциально может удовлетворить разумные потребности любого человека. Но если его потребности удовлетворены, то возникают два вопроса:
Как теперь получать прибыль?
Что делать с кучей товара на складе?
Капиталистическая экономика нашла ответы на эти вопросы. Во-первых, нужно создать новые искусственные потребности, удовлетворить которые невозможно, а во-вторых, необходимо делать товары низкокачественными, чтобы они портились, выходили из строя, а потребитель был вынужден покупать новые.
За примерами новых потребностей далеко ходить не надо. Это значительная доля информационных продуктов (потреблять которые можно круглые сутки), в частности, реалити-шоу или упоминавшиеся низкосортные романы. Но, в принципе, подобной навязанной потребностью может быть и вполне материальный товар. Потребителям внушается с помощью рекламы, будто бы потребление известного сильногазированного напитка может привести к некоему состоянию, известному как «всегда кока-кола». В переводе на русский язык, это означает «хорошо». Или использование жвачки определенной фирмы привлечет представителей противоположного пола. Несмотря на очевидную глупость подобных утверждений, потребитель на них «ведется». Отчасти это происходит из-за общего невысокого культурного уровня, а отчасти из-за известного факта – если постоянно повторять одну и ту же ахинею, люди будут в нее верить. Более того: постоянно повторяющиеся слова в конечном итоге будут восприниматься просто как фон. Это приводит к тому, что нынешние дети могут не знать алфавит, но зато знают и узнают бренды. Компании прочно пропечатались в их головах, а следовательно, у таких детей уже есть определенные потребности. Или, что более точно, они думают, будто бы такие потребности у них есть.
Второй путь, найденный капиталом, для стабилизации своего положения – создание низкокачественных товаров. На языке маркетинга это называется «запланированное устаревание».
Впервые концепция была озвучена в письменном виде во время великой депрессии. Напомню, что сама депрессия – закономерный результат кризиса перепроизводства. Промышленность произвела товаров до такой степени много, что девать их стало некуда, никто не покупал. Раз никто не покупал, то не нужны стали рабочие. Их увольняли. Но у безработных людей нет денег даже не удовлетворение элементарных нужд. Капитализм – единственная формация, страдающая не от недопроизводства, а от перепроизводства.
Запланированное устаревание означает производство такого товара, который бы утрачивал свои полезные свойства раньше времени. Это может быть сделано несколькими путями. Например, созданием товара с теми же потребительскими свойствами, но другим внешним видом. Тогда предыдущие модели объявляются морально устаревшими, а их использование чуть ли не позорным. Яркий пример – сильно изменчивая мода. Если капитализм девятнадцатого века говорил потребителю «мы делаем качественные вещи, вам не надо покупать новую у конкурентов», то капитализм двадцатого и двадцать первого веков говорит «ты все еще пользуешься старой немодной вещью? Купи новую и стильную!».
Есть и другой путь – насильственное встраивание в вещь механизма поломки через некоторое количество отработанных часов. Например, в западных странах принято менять холодильник, по меньшей мере, раз в пять лет. Использовать более длительный срок действительно проблематично в связи с тем, что холодильники ломаются и приходят в негодность. Но еще двадцать пять лет назад в ГДР, в СССР и в других странах ГОСТ гарантировал, что минимальный срок службы холодильника – двадцать пять лет. Промышленность США по ряду признаков не отставала от советской. Они не могли сделать действительно надежный холодильник? Могли, но не делали.
Другой пример: компания Дюпон разработала в сороковых годах новый синтетический материал – нейлон. Он был настолько прочным, что практически не рвался. Это хорошо для потребителя, но плохо для капитала. Поэтому химики сделали «апгрейд нейлона». Превратили его в рвущийся материал. В результате, женщины лишились возможности носить «вечные чулки».
Еще один пример: компания Эйппл, известная тем, что ее подрядчик создает яблочную продукцию на китайских потогонках, разработала айпод таким образом, что аккумулятор служит совсем недолго. Этот факт был доказан в суде. В 2003 году Элизабет Прицкер подала коллективный иск против компании, потребовав доступа к технической документации продукта. После тщательного изучения, было доказано, что аккумулятор действительно разработан недолговечным. В результате потребитель был вынужден покупать новую модель айпода взамен старого, который мог бы еще продолжать работать.
Но куда отправляются старые айподы? Они транспортируются в страны третьего мира целыми контейнерами. Разумеется, в этих контейнерах не только айподы, но и другие подобные яблочные продукты.
Например, в небольшое государство Ганна, расположенное на западе Африки регулярно приходят контейнеры с отработанными продуктами. Их нельзя назвать никак иначе, кроме как мусором, который не подлежит восстановлению. Международные законы запрещают вывоз электронных отходов в третьи страны, однако эйпл и другие буржуа используют нехитрый прием – классифицируют отходы как поддержанные компьютеры и продают в третий мир. Компания цинично заявляет, что таким образом стремится сделать так, чтобы Африка не отставала по степени компьютеризации от стран первого мира. Но свалки электронных гаджетов эйпл известны на весь мир. Дети роются в них, пытаясь найти что-нибудь интересное, сжигают пластиковые упаковки, стремясь добраться до металлических частей. Сжигание пластика на открытом воздухе в промышленных масштабах не проходит даром и потому местное население постоянно болеет заболеваниями, связанными с легкими. Впрочем, если эйпл думает что эта беда Ганны и остальных стран третьего мира, то глубоко заблуждается. Ветры имеют свойство дуть и переносить зараженный воздух из одного полушария в другое.
Запланированное устаревание и создание новых потребностей приводит к тому, что в мире растет не только количество свалок, но и их площадь. Что самое главное, растет количество вредного мусора (особенно пластика), который сжигают. Обратите внимание, хотя бы, на количество одноразовой посуды, которую дают вам в заведениях быстрого питания. Этот пластик в очень скором времени отправится на свалку, где будет сожжен, а мы с вами будем вдыхать пары пластика. Меж тем, чтобы избавиться от этой проблемы достаточно в подобных заведениях использовать обыкновенную металлическую посуду.
Впрочем, подобное положение дел имеет еще одно следствие.
Капитализм как причина психических заболеваний.
Отчасти эта проблема уже была затронута. Дело в том, что создание искусственных потребностей без возможности их удовлетворения не может не привести к фрустрации и нервозу. Человек будет постоянно хотеть чего-то нового, но не будет это новое получать. А если даже и получит, то вскоре убедится, что что-то его не устраивает и ему нужна более современная и совершенная вещь.
А как насчет целой армии профессиональных врунов? Ни одна другая система не породила такую профессию как «врун». Это получилось сделать только у капитала. Свора продавцов, на все лады расхваливающая свой товар, это профессиональные вруны. Менеджеры по продажам это профессиональные вруны. Работники рекламы это гибрид психолога и профессионального вруна. Что будет с человеком, если он будет постоянно врать по восемь часов в день? Его отчуждение может перейти в деперсонализацию (потерю собственной личности). Говоря иначе, человек попросту «забывает» кто он есть на самом деле, поскольку всегда носит маску.
Самое главное, профессиональные вруны имеют хорошую отговорку: «это просто моя работа». И они верят в то, что говорят. Но тогда и палачей нацистских лагерей можно легко оправдать. Это тоже была их работа.
Другая распространенная болезнь рыночного человека – депрессия и апатия. По данным ВОЗ, в 21 веке депрессия станет самым распространенным заболеванием у человечества. Дело в том, что эволюционно человек сформировался во-первых, в условиях жесткой среды, а во-вторых, как человек трудящийся. Но рынок навязывает совсем другие цели: как бы так ничего не делать, но жить при этом на широкую ногу. Игнорирование биологически обусловленных мотивов человека вызывает депрессию.
Человеку нужно что-то покорять и что-то делать. Это наша природа. Поэтому-то человек радуется покорению космоса или океана, созданию новых технологий или производству какого-нибудь продукта своими руками. Капитализм крайне репрессивная система еще и потому, что навязывает ненависть к труду, вызывая, тем самым, самые дикие попытки компенсации невозможности трудиться.
Система постоянного роста потребления (и ростом гор мусора), увеличения психических заболеваний рано или поздно должна прекратить свое существование. Это неизбежно уже в силу ограниченности ресурсов на планете Земля. Весь вопрос в том, что придет на смену сегодняшнему капитализму: какой-нибудь «зеленый фашизм» или коммунизм. На сегодняшний день вероятны оба сценария. Но если рынок не будет поставлен человечеством под контроль в ближайшее время, к сожалению, вероятность фашизма значительно повышается. На разграбленной капиталистами планете, превращенной в большую свалку никакой коммунизм (кроме, разве что, казарменного) невозможен.
Вместе с тем, сопротивление всевластию капитала ширится с каждым днем. Поэтому двадцать первый век должен определить исход всей истории классовой борьбы.

Если вам понравился материал, расскажите о нем друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий