суббота, 12 октября 2013 г.

Архимандрит Габриэль (Бунге): Человек как личность есть, прежде всего, акт молитвы

Архимандрит Габриэль (Бунге): Человек как личность есть, прежде всего, акт молитвы

Архимандрит Габриэль (Бунге): Человек как личность есть, прежде всего, акт молитвы 10.10.2013
9 октября встреча с архимандритом Габриэлем (Бунге) состоялась в культурном центре "квАРТира№10». Отец Габриэль – в прошлом католический монах, ныне православный схиархимандрит, отшельник, который с 1980 года живет в швейцарских Альпах. Он ведет серьезнейшую научную работу, изучает труды святых отцов и, в первую очередь, Евагрия Понтийского. А главное – в начале третьего тысячелетия он ведет почти ту же жизнь, которой жили отшельники, и на собственном опыте знает многое из того, о чем мы читаем в патериках. 
В течение двухчасовой встречи отец Габриэль говорил по-французски. Переводил встречу священник Димитрий Агеев, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. 
− Меня попросили говорить сегодня о молитве. Безусловно, молитва − это самая важная тема в жизни христианина, потому что, если мы станем изучать творения святых отцов, то, без сомнения, заметим, что человек как личность есть, прежде всего, акт молитвы.
Как все в нашей жизни, молитва – это процесс, который претерпевает различные изменения.  Мне бы хотелось сказать о некоторых этапах и состояниях духовной жизни. Я буду, прежде всего, отталкиваться от учения Евагрия Понтийского, потому что знаю его творения лучше всего и именно Евагрий первым из отцов-пустынников постарался свести воедино и записать учение святых отцов о молитве. Наверное, вы знаете, что Евагрий был учеником Макария Великого, а Макарий – последователем Антония Великого. Таким образом, мы можем говорить, что Евагрий представляет третье поколение монашества и что он аккумулировал опыт, собранный предыдущими поколениями. Кроме того, он был последователем Василия Великого и Григория Богослова и в его трудах мы находим отпечаток Каппадокийского богословия. Благодаря блестящему философскому и богословскому образованию он смог представить учение о молитве на должном уровне, изложив доступным и понятным образом.
Если объяснить это просто, по-школьному, Евагрий сводит христианство к практике, богословию и жизни. Практика – это исполнение евангельских заповедей, второй этап – поклонение Богу через восхищение Его творениями, третье состояние – понимание Бога и принятие Его таким, какой он есть.
На современном языке мы могли бы говорить о трех различных возрастах. В духовной жизни, как и в жизни физической, человек проживает различные фазы и возрастает постепенно. В отличие от жизни физической, в духовной все не происходит само собой, условно говоря, за детством не всегда следуют юность и зрелость. Очень многие люди всю свою жизнь остаются на первом этапе – этапе практики – живя только желанием исполнять евангельские заповеди, и не вырастают дальше. Это своеобразное детство в духовной жизни − важный этап, потому что его цель – достичь при помощи благодати Божией чистоты сердца, без которой невозможно познать Бога и благодарить Его. В философии эта чистота сердца называется «апатией», или «бесстрастием». Освобождение от страстей – следствие молитвы и чистоты сердца и начало христианского милосердия, любви, которая есть наивысшая христианская добродетель.
Следующий этап – милосердие, гостеприимство в сердце по отношению к Богу, своего рода дверь, которая открывается нам к познанию Бога. Однако на следующий этап духовной жизни, который соответствует зрелому возрасту, человек, как я уже сказал, не перешагивает автоматически и в обязательном порядке. Чтобы человек смог познать Бога, надо, чтобы Сам Господь ему открылся, а Господь как личность свободен в Своих действиях и отрывается только в том случае, когда считает, что человек достоин этого откровения.
2.jpg
Может быть, все это кажется вам абстрактным, но именно так выстраивается путь, и мне кажется, что в духовной жизни очень важно понимать, какие образом идет дорога.
Не нужно думать, что в духовной жизни можно оставаться на первом этапе и просто читать молитвы и псалмы. Трем возрастам духовной жизни соответствуют три разновидности, три разных состояния молитвы.
На первом этапе человек молится обычными молитвами, читает Псалтирь; это прекрасно и замечательно. Когда он призван подняться выше, когда он открывается творениям Божиим и начинает познавать Бога, его молитва, которая до того момента была только молитвой прошения, становится молитвой благодарения и восхищения Богом. Человек благодарит Бога за все, что Он сделал. На вершине духовного восхождения происходит что-то необычное, таинственное,  о чем невозможно говорить обычными словами и схемами. И Евагрий, труды которого я изучал, этого не делает и говорит библейскими образами. Он использует символический язык, который необходимо дешифровать, чтобы понять. И даже если у вас получится дешифровать его, вы сможете понять содержание, только если сами прошли тот же путь в своем собственном опыте.
4.jpg
Евагрий называет эту ступень диалогом с Богом без посредников. Посредники − это творения, которые говорят о Боге, но не есть сам Бог; это также наши идеи, которые мы выдаем за некую реальность, наше понимание Бога, которое не является Им. Когда они уходят, происходит тайна, которую совершенно невозможно описать человеческим языком, потому что происходящее – это полностью инициатива и желание Бога. Евагрий называет это видением Бога, явлением Бога, посещением Богом человека. Это высшая ступень молитвы, когда Господь открывается человеку как личность и допускает человеку увидеть Себя таким, какой Он есть. Мне бы хотелось тут немножко остановиться.
Состояние человека в этом видении Бога близко к тому, что мы могли бы определить как состояние не совсем адекватное, которое в чем-то сродни сну. Это не экстаз и не обморок, когда человек выходит из своего обычного состояния сознания, но, тем не менее, это состояние, в котором человек не до конца отдает себе отчет в том, где он и что с ним происходит. Но это совсем не значит, что человек, который достиг третьего, высшего возраста в духовной жизни, вошел в него однажды и всегда будет пребывать.
Преподобный Исаак Сирин сравнивает посещение человека Богом с тем, как птица посещает своих птенцов, опускаясь на них, чтобы обогреть и укрыть. И когда Господь тебя посещает, уйди, забейся в угол и уступи место Его действию. А когда Он уйдет, продолжи молитву.
Мне бы хотелось закончить свое выступление рассказом одного французского кюре XIX века, который почитается в Католической Церкви как святой. Однажды в храме, где он служил, кюре заметил старого крестьянина, который сидел на скамейке и ничего не делал, даже не перебирал четки. Кюре спросил его: «Что ты тут делаешь?» И крестьянин ответил: «Я смотрю на Бога, а Он смотрит на меня». Вот и все. Это самая настоящая тайна.
3.jpg
Далее отцу Габриэлю задали множество вопросов.
Можно ли молиться не каноническими, а своими молитвами?
− Молитвы, которые содержатся находятся в молитвословах, есть некая школа молитвы.
Конечно, у первых христиан молитвословов не было, и молились они в особой манере: читали Псалтирь и после каждого псалма вставали, воздевали руки к небу и молились в безмолвии. Я много раз встречался с людьми, которые пытались молиться точно так же, и они чувствовали себя потерянными, потому что не знали, что сказать. Оказывается, достаточно легко концентрироваться на словах молитвы, когда видишь перед собой текст, а когда откладываешь его и встаешь, у тебя словно отпадают костыли, и ты не знаешь, что сказать самому.  Молитвослов – некая помощь для нас, чтобы научиться молитве и сконцентрироваться на обращении к Богу.
Как перейти к молитве, если есть опыт медитации, но нет опыта церковной жизни?
− Медитация − это совсем другое, чем молитва, но, как и молитва, она есть выражение веры.
Между молитвой и медитацией есть принципиальное отличие. Христианин на всех этапах своей жизни понимает, что стоит перед Кем-то, в то время как в восточных религиях, в которых бог − существо безличностное, человек пребывает наедине с самим собой. Христианин ищет, прежде всего, диалога, разговора с высшей Личностью, Богом, буддист познает себя, чтобы понять свое отношение к безличному Абсолюту.
Тому, у кого был опыт медитации, думаю, лучше опуститься на землю, взять молитвослов и начать читать самые обычные молитвы, чтобы понять, что ты всего-навсего грешник и для твоего спасения необходимо милосердие Божие, а сам себя спасти ты не сможешь.
Что мешает молиться современному человеку?
− Современный человек не бывает один, он всегда окружен другими людьми, шумом, у него постоянно включен интернет, мобильный телефон. Пока ваше общение со всем этим не остановится, вы не сможете молиться.
У меня был опыт, когда я у себя в скиту установил телефон − большой аппарат с факсом и автоответчиком. Он не звонил постоянно, но на нем есть маленькая зеленая лампочка, которая все время горит. Однажды я получил письмо от одной затворницы, монахини, которую никогда в жизни не видел. Это была достойная христианка, врач по профессии, которая поступила в строгий монастырь и после некоторого времени пребывания там удалилась для отшельничества. Она писала, что не обрела в затворничестве того, что искала. И я со страхом сказал: «Господи, наверное, я должен признаться в том же самом». Я схватил аппарат двумя руками и выбросил его из комнаты, а потом переставил в другой домик, в котором устроена моя кухня. С тех пор я его не вижу и не слышу. Я вернулся, сел в келье, взял четки и подумал: «Слава Богу, нет этого зеленого огонька». Я снова был один, а раньше этот огонек был словно шпион, который постоянно находился рядом – как будто мир засунул ногу в дверь моей кельи и не дает мне закрыть дверь.
Наверное, вы поняли, что я хотел сказать. Необходимо все выключить, остаться одному, посмотреть в красный угол и начать читать молитвы, лучше вслух. А если не получается – молиться громче. И вы поймете, что молитва – это работа.
Почему Господь слышит одни молитвы и не слышит другие?
− Господь не для того, чтобы исполнять наши капризы. Евагрий говорит никогда не просить, чтобы исполнилась твоя воля. Он пишет, что просил так часто, что когда исполнялось то, о чем просил, оказывалось, что это не совсем то, чего он ожидал. Бог хочет для человека блага, но человек не всегда хочет блага и, как правило, хочет совсем другого. Поэтому главная молитва – «Дай мне знать Твои пути». С этого надо начинать, потому что то, что не соответствует воле Божией – это не реальность, а наша иллюзия. Мы жаждем иллюзий. Очень часто мы настаиваем на своих желаниях, но то, чего просим, либо не хорошо, либо момент для него не настал, либо это вообще не для нас. Тайна духовной жизни - знать волю Божию, исполнять волю Божию, поступать как Сын Божий.
Всегда ли Вы себя чувствуете комфортно в одиночестве, и как избежать уныния? 
− Я избегаю уныния тем, что пишу книги на тему «Как избежать уныния» (улыбается). Побороть страсть можно, начав изучать, что она собой представляет и как с ней бороться.
Как слышать ответ Бога на наши молитвы и следовать ему?
− Его ответы пишутся в нашей жизни. Человек, который живет внимательно и старается познать волю Божию, постепенно научается распознавать Его ответы и читать их в своей жизни.
Насколько православный человек может практиковать молитвенное чтение Писания, которое в католичестве распространено и называется lectio divine? Не будет ли это отходом от традиции?
− Молитвенное чтение Священного Писания – это православная традиция. Христиане должны его практиковать на всех уровнях духовного возрастания. Священники призывают более внимательно относиться к индивидуальному чтению, потому что может случиться, что человек неправильно поймет слова Писания и станет их неверно толковать. Не обязательно он дойдет до ереси, но все-таки стоит помнить, что все еретики основываются на Священном Писании. 
Для человека, который живет церковной жизнью и регулярно приступает к Таинствам, нет опасности молитвенном чтении Писания. На разных этапах духовной жизни человек прочитывает Писание по-разному, оно неисчерпаемо. Вы можете читать Писание на протяжении всей вашей жизни и каждый раз открывать его словно впервые. 
Вы сказали, что Бог открывает себя достойным, а Христос открывался грешникам и общался с ними. Они были достойны?
− Евагрий в своей знаменитой книге о молитве говорит, что молиться нужно не как фарисей, а как мытарь. Кончено, фарисей был человеком весьма достойным, но его гордость и самодостаточность были неприятны в очах Божиих. Достойным было смирение мытаря, который не дерзал поднять свои глаза и бил себя в грудь, в сердце, потому что все помыслы и страсти исходят из сердца. Когда я сказал, что Бог открывает себя достойным, то имел в виду, что он открывается не тем, кого мы считаем достойными, тем более не тем, кто сам себя считает достойным, а тем, кого таковыми признает и видит Он сам. Мнение Божие часто не совпадает с мнением человеческим.
Кого из современных авторов Вы посоветуете для чтения?
− Если его можно считать нашим современником, я бы посоветовал святителя Феофана Затворника, потому что он совершенно уравновешенный, замечательный учитель духовной жизни и молитвы. Кстати, он очень популярен и известен на Западе.
В современном мире много болезней и бед, о которых мы слышим по ТВ и читаем в интернете, и мы часто слышим просьбы о молитве. Разве можно беспрестанно молиться обо всех этих людях?
− Наверное, нужно поступать, как добрый самаритянин, который не искал, кому бы помочь, но споткнулся о человека, который был в беде, и начал о нем заботиться. Нужно помогать тем больным и несчастным, которых мы видим перед собой и встречаем на своем пути.
Есть ли способ не выходить из памяти о Боге при занятиях интеллектуальным трудом, например, при изучении языков?
- Цель не в том, чтобы произнести как можно больше сформулированных слов молитвы, а чтобы достичь «катастасис просевхис» (состояния молитвы), то есть такого состояния духа и ума, при котором молитва не нуждается в словесном выражении и постоянно присутствует в сердце, даже если ум занят чем-то другим. И всякий раз, когда ты заканчиваешь какой-то труд, встряхнись, встань на землю и начни молиться обычным образом.
Говорят, что афонские старцы, умудренные опытом, часто молятся во сне и если подойти к ним, слышно, как они шепчут слова молитвы. Просыпаясь, они продолжают молиться, и это значит, что их дух находится в постоянной молитве, на одном уровне молитвы вне зависимости от внешних обстоятельств. Достижение такого состояния происходит под действием благодати Божией, но одновременно оно является результатом постоянного труда и понуждения себя к молитве.
Сердечная молитва − это постоянная память о Боге, когда человек ничего не делает без взгляда на Бога.
Нужны ли христианину земные дела или надо стремиться только к обретению Бога, не заботясь о земном?
− Каждый должен поступать в соответствии с тем, к чему его призывает Бог. Есть люди, которые вступают на монашеский путь в юном возрасте. Недавно я встретился с послушником, которому 16 лет. И в то же время среди моих знакомых монахов и монахинь есть те, у кого был опыт семейной жизни; в какой-то момент они почувствовали призвание к монашеству, оставили все и приняли постриг. Однажды я видел на Афоне два поколения одной семьи – отца и сына, которые приняли монашество, а потом в женской обители встретил двух монахинь – мать и дочь. Каждый человек должен всегда и везде оставаться на своем месте, куда его поставил Господь, и пребывать там до того момента, пока Бог Сам его не призовет. 
Как научиться чистосердечной молитве?
- Чистосердечная молитва – это финал молитвенной практики, то, к чему нужно стремиться и что достигается путем борьбы со страстями, отказа от чего-то личностного. Как сказал один из святых отцов, «отдай кровь и приими дух». И я знаю людей, которые так поступили.
Удивительно и совершенно бесценно услышать из уст современника (и хочется добавить – европейца) то, о чем, как кажется, можно прочесть только в патериках, но с чем вряд ли встретишься в реальной жизни. Сегодня отец Габриэль подарил нам всем радость этой встречи и еще раз напомнил, что принципы и содержание жизни христианина остаются неизменными вне зависимости от того, в какое время и в каких обстоятельствах мы живем.
Неслучайно в конце встречи его переводчик, отец Димитрий Агеев, сказал, что в эти выходные отец Габриэль будет совершать богослужение в храме в честь иконы «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. Возможно, у кого-то будет возможность прийти помолиться с этим удивительным человеком.
Ольга Богданова
Фото Людмилы Катковой

вторник, 8 октября 2013 г.

Ответ от Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Возлюбленные православные отцы, братья и сестры ! Дорогие россияне, искренне любящие Россию, и жаждущие ее скорейшего Воскресения ! Давайте воздадим Хвалу и благодарение Господу Богу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери и всем святым Русской земли, на Небесах сущим за то, что мы получили благословение от духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси схиархимандрита Илии на проведение Крестного полета вокруг Святой Руси (России, Украины, Белоруссии и Грузии) и на Крестный ход, после полета, вокруг Кремля за вынос тела ленина и сноса мавзолея. От имени своего духовника и наших соратников, которые трудятся во Славу Божию и во Исполнение Наказов Божией Матери, мы приносим благодарность всем тем архиереям и священникам русской православной церкви, в лице батюшки схиархимандрита Илии, которые своими неустанными молитвами приблизили час ниспосланного нам свыше Благословения на облет вокруг Святой Руси……

Ответ от Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла

А. ДАДАШЕВУ
Уважаемый господин Дадашев!
Благодарю Вас за Ваше обращение в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Отрадно видеть Ваше стремление к укреплению православной веры, развитию добрых взаимоотношений православных государств, утверждению духовных ценностей и христианских идеалов в обществе.

Проявление любви к Господу Иисусу Христу, православным собратьям и другим людям, осознание греховности человеческого рода, стремление к покаянию и исправлению перед Богом - являются неотъемлемыми составляющими духовной жизни христианина.
Добрые дела и начинания, сопровождаемые молитвой ко Господу и Пресвятой Богородице, призваны служить благу православных народов. Однако, к сожалению, на сегодняшний день, принимая во внимание ряд общественных факторов, проведение столь крупномасштабного мероприятия видится нереалистичным.
Выражаю искреннюю надежду, что Ваши и Ваших соработников
труды и впредь будут направлены на благо россиян и жителей других  православных государств.
Желаю Вам успехов в богоугодных делах, крепости сил, Божией помощи во всем.
Мой комментарий.
Какая разница между любовью ко Христу и Пресвятой Богородице, желанием исполнить повеления Богородицы простого мирянина-Александра Дадашева и "Благословением" на это облет от нашего Патриарха.
 
___1