Пощечина Иоанну Кронштадтскому. Продолжение

Среди реакций на материал серьезную долю составляют
рассуждения на тему всепрощения, воспоминания евангельских слов о
подставлении второй щеки после удара в первую и прочие вещи, сколь
возвышенные, столь же и неуместные в данном случае.
Я тогда выразил
искреннее удивление, что молодой человек тот ушел из храма на своих
ногах. Ведь ударить священника, стоящего с Чашей в руках, да еще такого
(!) священника, да в храме, полном людей, было, конечно, не просто
ошибкой или хулиганством. Речь шла о действии символическом. И не
понимать этого так же неестественно, как ставить знак равенства между
пролитием кофе на скатерть в ресторане и – умышленным уничтожением
государственного флага. И там и там страдает кусок ткани, но в первом
случае речь идет лишь о порче имущества, а во втором – о намеренном
нанесении оскорбления целой стране.
Меня не поняли или поняли плохо. Поняли, как водится,
самих себя, не вникая в смысл сказанного кем-то другим. И давай затем
строчить комментарии собственных домыслов о призывах и их отсутствии.
Вовсе речь не шла о призывах к насилию. Шла речь о недоумении на
неестественную реакцию. Ведь не нужно женщину призывать кричать при
родах. Она просто будет рожать, бедная, и орать без призывов. Это
естественно. Так же естественно, как кричать при родах, надо и
вступаться за святыни. Без призывов.
Безнаказанность подобных выходок рождает вовсе не смирение
и раскаяние в делателях беззаконий, а только распаляет их и движет
далее по наклонной – к выходкам еще более кощунственным. Все это
представляется мне настолько очевидным, что, казалось бы, предмет спора
должен отсутствать. Однако он есть.
Позвольте спросить: где вы все живете? Ведь в повседневной
жизни людей с такими ангельскими мыслями днем с огнем не сыщешь. Люди
привычно и массово завидуют, годами носят в себе различные обиды,
раздражаются по пустякам, совсем не умеют прощать, в семьях живут, как
на вулкане, гниют от нераскаянных грехов – и вдруг проливаются дождем
словесного человеколюбия там, где нужна одна лишь суровая адекватность.
Зайдем к проблеме с другой стороны, как к избушке на
курьих ножках. Недавно по России прокатилась волна гражданских
недовольств. Митинги, крики, дудки, шарики, плакаты, словоизъявления.
Вопрос: чем недовольны? Ответ: властью. В том смысле, дескать, что
власть распоясалась, контроля на них нет, к народу не прислушиваются, на
голову, короче, сели. Верно излагаю? А можно так сказать, что власть
просто издевается над народом, плюет на него или бьет его по лицу? Даже
не «по лицу», а «в морду»! (Интеллигенты очень любили раньше в виде
высшего оскорбления сказать: я вам в морду дам!) Многие скажут, что
можно и так сказать, и еще хуже сказать можно.
Теперь внимание – вопрос:
так почему же я не слышу любвеобильные словеса этих же комментаторов о
том, что надо за власть молиться, что Христос велел всех прощать, а нам
надо подставлять очередную щеку и быть готовыми на смиренное несение еще
больших тяжестей? Я этого нигде не слышал. Слышите, любвеобильные вы
мои, нигде. Почему? Ведь, судя по сладким речам читающей публики, многие
люди с текстом Евангелия знакомы и о подставлении щек (чужих) не прочь
вслух порассуждать. Всех, значит, простим, кроме своей свекрухи и
начальника жэка. Эх вы!
Скажешь им: «Ленина хорошо бы из Мавзолея вынести», –
ответят: «Не суди». Но ведь если Ленин – в Мавзолее, то почему Сталину
опять в Кремле не сесть? А если Сталину можно, то Путину почему нельзя?
Он что, хуже тех обоих? Как по мне, то не хуже. По мне хуже Немцов с
Каспаровым. И если опять скажете: «Не суди», я искренне удивлюсь, почему
Путина можно, а их нельзя. Кстати, когда юноша отца Иоанна бил, Сталин
уже во всю занимался вещами подобными.
Было толстовство, пленявшее умы ложной духовностью. Были
террористы и террористки, оправданные судом присяжных под овации зала.
Были рассуждения о всеобщей гармонии за покерными и бильярдными столами.
Были после Февраля восторги законотворчества при фактическом разрушении
государственных структур. Были и судьи, убитые спустя годы теми же
террористами, которых раньше под овации оправдывали. Было много
любвеобильной болтовни и головотяпства, после которых на сцену жизни
опустился железный занавес, и публика обнаружила, что нет ни шуб, ни
гардероба (см.: Розанов В. Апокалипсис наших дней).
Многие добродетели на любовь-то и не похожи, но поддерживаются и приводятся в бытие именно любовью. О любви поэтому и говорить лишний раз не стоит. Стоит говорить о рассудительности, постоянстве, справедливости, терпении и прочих качествах, которые закаляют и облагораживают человека. Стоит говорить и об угадывании общего в частном. Вот и пример.
Зажужжали бензопилы – и повалились в разных местах на
землю кресты. Одних исторических параллелей хватит, чтобы схватиться за
сердце. Но это не все. Если у вас на шее крестик, то имейте в виду, что
вам издали бензопилой тоже помахали. Если крест для вас не особо важен,
то вам вскоре придется его снять во избежание… Если же крест и Христос
означают для вас нечто жизненно важное, то вы не будете и здесь
подыскивать цитаты, оправдывающие равнодушие. Вы будете понимать, что
сталкиваетесь с явлениями инфернальными, и на рогатого вдохновителя
подобных акций слова о любви не действуют.
Нужно вопить – молчат. Нужно молчать – вопят.
Нужно драться – целуются. Нужно целоваться – дерутся.
О подобных вещах говорит апостол Павел во 2-м послании к коринфянам. Там сказано, что истинных апостолов неразумные христиане часто презирают и поносят, а лжеапостолов терпят, даже если те бьют паству в лицо (см.: 2 Кор. 11: 20).
Ну то есть не хочешь кормить свою армию – будешь кормить чужую. Не хочешь защищать свое духовенство – скоро начнешь молиться на незнакомом языке и исправно платить десятину духовному наставнику, пришедшему издалека.
И как же можно спокойно смотреть на все это? Это где ж столько «любви» взять, чтобы сохранять самодовольное благодушие?
Оскудели мы, братцы. Ни умом, ни любовью, ни силой уже не похвалимся. А все потому, что «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их», – говорит Господь (Ис. 6: 10).
Если вам понравился материал, расскажите о нем друзьям:
Комментариев нет:
Отправить комментарий