вторник, 9 апреля 2013 г.

О развитии антимосковских тенденций в канонической УПЦ


В начале года Президент Виктор Янукович подписал поручение относительно организации и проведения мероприятий по празднованию в Украине 1025-летия крещения Киевской Руси. Ради этого создан даже некий «Координационный штаб», во главе с советником президента Украины И. Калининым, который в комментариях пресс-службы Янковича «будет заниматься координацией взаимодействия правоохранительных органов по обеспечению безопасности и правопорядка во время подготовки и празднования».

Уже эта формулировка свидетельствует, что далеко не все собираются соблюдать христианские постулаты на празднике христианства. Разумеется, шанс публично продемонстрировать свою «принципиальную отвязанность» не упустят националисты из «Свободы», не скрывают своих грандиозных агитпропровских надежд униаты, все фундаментальнее обживающие Левобережную вотчину канонической Православной церкви. И конечно, обсуждают свои «барбароссные планы» в религиозно-политической секте гражданина Денисенко (УПЦ-КП), который успел недавно выступить и против вступления Украины в Таможенный Союз и пригрозить своим намерением вынести вопрос об автокефалии УПЦ на Вселенский собор, хотя несколько лет назад, Филарет заявлял, что после провозглашения УПЦ-КП эта церковь является самодостаточной и не нуждается в каком-либо признании. Создание же единой поместной Украинской православной церкви Филарет-Денисенко прогнозирует после смерти митрополита УПЦ Московского патриархата Владимира.

Но наибольшего градуса внутрицерковные дела достигли именно в канонической церкви, получившей от национал-властей и национал-клириков уже нестираемый штамп «УПЦ-Московской патриархии». О расколе теперь уже внутри УПЦ-МП говорят не только священнослужители, миряне, но и политологи. Так, известный московский украинофил Андрей Окара, предрекает: «Кризис, разразившийся в последние недели внутри УПЦ МП, угрожает таким расколом церкви, который косвенно может повлиять и на Россию».

Действительно за год «украинскую часть Православного мира» встряхнуло так, что многим ситуация напоминает раскол 1992 года. Нити противоречий затягивались в гордиев узел на протяжении как минимум последних 10 лет, когда переживший очередной ющенковский ренессанс, украинский национал-сепаратизм, ворвался в церковную жизнь с одной стороны бандеровским рейдерством храмов, с другой - липкими идеями необходимости создания «единой поместной, но обязательно самостоятельной от Москвы украинской церкви».

Украинизация церкви, хотят это слышать или нет, является главной проблемой Православной жизни государства Украина. Здесь появилось уже довольно много православных христиан (как мирян, так и священнослужителей) для которых «единство в местной державности, мове, фольклоре, похоже, актуальнее единства в вере и во Христе».

Конкретика свидетельствует - часть приходов самостоятельно переходит на украинский язык богослужения, в нижних пещерах Киево-Печерской лавры появилось вдруг необычно большое количество надписей на украинском языке (даже имена святых). Ряд священников и епископов открыто не признают Святости Царя Николая и Его Семьи и публично сомневаются в законности их канонизации, наплевав, таким образом, на решение Собора.

Епископ Уманский и Звенигородский Пантелеимон (Бащук) называет монархистов «царебожниками» и «еретиками». Он же обещал также отлучать от Святого Причастия и тех, кто не желает принимать идентификационный номер и номер ЕГРПОУ для православных приходов, хотя за таковых верующих многократно заступался Синод УПЦ МП, РПЦ, Святейший Патриарх Кирилл. Причем за эти выступления владыка Пантелеимон получил похвалу и пиар от антиправославных интернет-сайтов «Портал-кредо» и «Религия в Украине».

Влиятельный на Украине, чтимый некоторыми в Москве архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп заявляет, что «Православие сформировало украинский народ как нацию. Ибо если бы не было этой могучей духовной основы, духовной опоры, которой есть Православная церковь и Вера, вероятно украинский народ был бы ассимилированный другими народами». (Спецвыпуск газеты «Полтавский вестник»).

На февральском Архиерейском Соборе Русской Церкви в Москве, куда Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины не смог прибыть по состоянию здоровья,  впервые за всю свою недолгую историю, УПЦ-МП участвовала в соборе Матери-Церкви в виде отдельной делегации.

На этом Соборе  управляющий делами УПЦ (МП) митрополит Бориспольский Антоний (Паканич) заявил: «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой Церковью с правами широкой автономии в составе Московского патриархата», подтвердив ниже, что  данный статус УПЦ «на сегодняшний день является оптимальным». То есть, выступающий и те, кто за ним стоят, торопились заявить важнейшее для них, хотя о статусе УПЦ, как части Русской Церкви они хорошо осведомлены...

Днем позже, архимандрит Виктор (Бэдь), (как указано на его официальной странице - уполномоченный УПЦ по высшему образованию и науке), он же ректор УУБА (Ужгородской Украинской Богословской Академии), где до того безнаказанно проводили заупокойные службы по униатам, пособникам Гитлера, Петлюре и всем, кто убивал ненавистных «москалей»,  написал: 

«С каждым годом поднимается все больше гвалта сбоку разного разлива «единороссов» и украинофобов... Должны же стараться идеологи «русского мира» выдать Украину, то есть Русь, за прошлое московитов». Заметим, что главным идеологом концепции «Русского мира» сегодня является патриарх Кирилл - т.е. предстоятель церкви, в ограде которой и действует уполномоченный УПЦ-МП по высшему образованию и науке архимандрит Виктор (Бэдь).

На сайте все того же УББА  размещена публикация под названием «Не нравится украинское? Едь в Россию и живи там в полной душевной гармонии», где утверждается, что русские считают себя хозяевами над украинцами, а «в промышленных районах Востока и Юга Украины преобладают люди со стадным мышлением».

Самой же России на официальном сайте УПЦ-МП предрекается неминуемый распад.

Все тот же куратор православного образования архимандрит Виктор (Бэдь) и секретарь предстоятеля арх. Александр (Драбинко) «благословили» раскрутку теории «Киевской сакральной территории» и «киевской идеи» в носители которой они записали не только святителей и священство, но и теоретиков украинского национализма Дмытра Донцова и Юрия Лыпу. «Академия Бэдя» назвала «церквями»  непризнанные мировым Православием самопровозглашенные раскольничьи группировки «Киевский патриархат» и «Украинская автокефальная православная церковь». Ранее на официальных ресурсах УПЦ-МП церквами их не именовали.

К 23 февраля на сайте, редактируемом двумя сразу секретарями предстоятеля митрополита Владимира появляется  статья об ОУН-УПА, которую сняли после открытого возмущения православных мирян.

После подобных фактов, которые никто не опровергал, говорить о том, что ряд священнослужителей канонической церкви не просто находятся в приятельских отношениях с филаретовцами, автокефалами и униатами, но и сотрудничают с ними,  просто не приходится.

На канонической территории УПЦ происходит необоснованное дробление епархий, чему есть лишь одно объяснение - стремлением «автокефального лобби» посадить на новые епархии «свидомых» и верных «самостийныцтву» епископов, чтобы в нужное время они поддержали разрыв с Московским патриархом.

Что означают эти последовательные действия, если не путь к расколу, расколу к которому причастны священники и епископы, Русской Церкви (хотя они об этой своей принадлежности не желают вспоминать), чью практику уже стали называть «ересью украинствующих» и даже «Православием в вышиванках».

Как написал один православный журналист, «существует подобная общность людей, заражённых национализмом, поклоняющихся «кобзарям» как святым, тогда что же это, если не духовный раскол? И в основе этого раскола - ересь».

Инициаторов сопротивления «украинизации» митрополитов Агафангела Одесского, Иллариона Донецкого и Павла Вышгородского, усилиями которых был приторможен взлет архиепископа Драбинко, тут же стали обвинять в узурпации.

«Действия митрополита Агафангела и его сторонников, связанные с полным игнорированием предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира, создают предпосылки для церковного раскола и дискредитирует УПЦ-МП в глазах общества. «Такая организация многим мирянам начинает напоминать тоталитарную секту. А недавние высказывания Агафангела по поводу СССР, российских президентских выборов и «Русского Мира» у очень многих вызывают откровенное недоумение». Это написал все тот же «российский специалист по Украине» Андрей Окара.

Он пишет: «В случае удачного избрания либо захвата власти многие из «несогласных», которых среди епископата УПЦ-МП немало, могут счесть невозможным для себя пребывать в одной юрисдикции с «агафангеловцами». Им придется куда-то уходить, но неканонические УАПЦ и УПЦ-КП, а также каноническая УГКЦ для них неприемлемы. Поэтому в подобной ситуации может активизироваться фактор мирового Православия: Вселенский Патриарх Варфоломей, заручившись также поддержкой Иерусалимского Патриарха Феофила, может сделать шаг навстречу «несогласным» украинским иерархам, и на Украине через одну из существующих неканонических конфессий будет легализован Константинопольский Патриархат - как то было до 1686 года».

О том, что несогласных с автокефализацией, украинизацией и даже сторонников ставропигиального управления, куда больше, и что их готовность отстаивать традиционную церковь не меньше готовности сепаратистов, Окара умалчивает. А опыт обороны уже есть.

Когда молодого архиепископ Северодонецкого и Старобельского Агапита, вдруг отправили на покой, подготовив своего «карманного»,  народ и священство защитили владыку Агапита. Нового епископа народ не принял, а делегация священников рискуя своим собственным положением и положением своих семей, отправилась в столицу с письмом к священноначалию. Один из них даже почил в Киеве, но владыка Агапит остался в служении.

Да, прямые атаки сменили навязчивые уговоры далеких от деталей канонов мирян о «победе пророссийских сил в УПЦ-МП», и, соответственно, «поражению сил проукраинских и автокефалистских».

Методика прививки идеи «неминуемого» раскола схожа с подобными прививками идей «избирательного геноцидного голодомора», «подвига Мазепы», «экономической исключительности Украины» и т.д. Кто-то уверен, что бренд «церковный раскол» станет узнаваемым, не таким уж страшным, и когда, что-то обвалится, то православные украинцы строем пойдут в новую «единую поместную национально-свидомую церковь», которую возможно еще и константинопольский патриарх поддержит.

Но раскол тысячелетней церкви - вещь серьезная. На передний край выходят не кулуарные противоборства, а общество. Реально растет авторитет православных братств, после истории  с нападением бандеровцев на храм Всех Святых Воинов, уже заговорили о создании добровольных дружин, активизировалось сопротивление автокефалам в Сети.

Однозначно, как бы иерархи УПЦ-МП не пытались уйти от «политического Православия», заниматься им придется, ибо против канонической церкви сегодня ведется политическая игра.

Виктор  Шестаков

Если вам понравился материал, расскажите о нем друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий