Слово о всяком христианине , потерявшем сердечный мир ..."
Преподобный Никодим приводит такую цитату. «Ведай, возлюбленне, что диавол ни о чем другом не печется, как о погибели каждого из нас, и что не одним и тем же способом ведет со всеми брань»
Мы поговорим о том , как вести себя людям, пожелавшим стать на путь исправления, на путь добродетели А также о том, отчего наши добрые намерения нередко не приводятся в исполнение. И выделяет Преподобный Никодим пять нравственных состояний, и соответственные им козни, обходы и прельщения вражеские.
Преподобный говорит, что у дьявола никакого другого попечения нету, а самое главное - это о погибели не просто человечества, всего народа и популяции человеческой, как говорят ученые, а каждого, лично каждого из нас.
Способы борьбы и ведения вот этой духовной брани с дьяволом, который нас прельщает и который нас пытается направить не по пути нравственности, а по пути наоборот греховному.
В первой из них Преподобный Никодим описывает состояние людей, все человечество можно разделить на пять таких групп и в каждой группе особое состояние. Самое первое, я не скажу что оно плачевное, оно конечно тяжелое состояние, но есть еще и хуже, о которых мы поговорим дальше. Это люди, которые пребывает рабству греху и помышления даже не имеют об освобождении от греха. Т.е. это люди, которые укоренились в грехе и никаких не то что попыток что-то исправить, а даже мысли не возникает, что надо что-то в себе изменить, что я кому-то доставляю боль, что я не делаю то, что я должен делать, и так далее. Вот это очень тяжелое состояние рабства греху.
Вторая группа людей – это люди, которые помышляют об освобождении от греха и желают этого освобождения, но ничего не предпринимают, чтобы достигнуть и стяжать это освобождение. Это тоже достаточно тяжелое состояние, такая, знаете ли, «теплохладность» говорится в Евангелии, да. То вроде я понимаю, что я не прав, никаких способов к тому, чтобы себя изменить я не принимаю. Такая некая духовная лень.
Третья группа – это люди, которые все-таки прилагают усилия, освобождаются от уз греховных и стяжают какие-то добродетели. Но потом со временем попадают, опять возвращаются в греховное состояние, и уже с большим растлением нравственным. Т.е. здесь видимо люди попадают потому, что как сказано в начале этой главы, дьявол ни о чем попечении не имеет больше, как только о погибели каждого из нас. И вот, даже видя, наблюдая человека, который исправил свою жизнь и что-то сделал, даже стяжал какие-то, может быть небольшие, но все-таки добродетели, сатана тут же ловит его на гордости, на гордыне, на прельщении. И человек начинает сам гордиться этими своими поступками, и что вот он победил духов нечистых, исправился. И тут же человек опять в результате этой гордыни падает в еще большие согрешения, чем он делал раньше.
Четвертая группа – это люди, которые в беспечности оставляют путь добродетели, так написано у Преподобного Никодима. Я думаю, здесь имеется в виду, прежде всего то, что добродетель любая – это подвиг. И если я имею эти добродетели изначала, ну, бывает, так ребенка правильно воспитали, у него были хорошие примеры родителей. И он вырос неплохим человеком, не падшим. И ему присущи какие-то добродетели. Но мы забываем, что добродетель – это некий подвиг и некий такой постоянный труд, схожий с боевыми действиями.
Недаром Преподобный Никодим называет это все «бранью», т.е. войной. И люди успокаиваются, начинают пребывать в беспечности, думают, ну, я человек хороший, человек порядочный, ничего особо страшного со мной приключиться не может. И вот некая такая лень и беспечность у них появляется, потому что все-таки пребывать в добродетелях – это большой труд, это большое смирение, это подвиг. А эти люди относятся не как к подвигу, а как к чему-то такому простому, обычному.
И пятая группа – это люди, имея добродетели какие-то, превращают их в повод и причину зла для себя, пишет Преподобный Никодим. Т.е. это тоже горделивое состояние, почему я о первом сказал, что это не самое страшное, когда человек живет в бездне греховной и даже не помышляет об исправлении, когда он, скажем, он еще не пришел к познанию. А есть люди, которые, действительно, стяжали добродетель или стали добродетельными. Но настолько возгордились, настолько приобрели мнение о себе, что ослеплены эти прельщением своим, и они уже впадают в тяжелые грехи, и вот эти сами добродетели уже являются для них осуждением. Т.е. человек дал милостыню и гордится собой, считает, какой я правильный, какой я хороший. Вот я дал милостыню, а другие не подают. Человек вычитал правило келейное, допустим, полностью и радуется, вот видите, какой я хороший, а все остальные не дочитывают или совсем не читают. И поэтому свысока начинают относиться к другим людям. Появляется та самая прелесть, прельщение собой.
Вот эти пять групп это все мы под них подпадаем, я даже пытался проанализировать себя лично я-то считаю, каждый по чуть-чуть в каждой из этих групп нахожу себя и узнаю себя. И поэтому мы должны как бы, знаете, знать свою болезнь прежде, чем ее лечить. Вот осознать себя в той или иной группе или даже может быть в нескольких группах. Тогда уже будет понятно, и уже буквально в следующей главе будут предложены Преподобным Никодимом способы, как исцелить себя, как излечить себя.
когда человек не осознает это очень тяжело. Это как раз больной, который не хочет лечиться. Знаете, мы каждый в быту, в обыденной жизни можем найти знакомых или вспомнить себя, когда явно у человека симптомы какой-то тяжелой болезни. Ему мы говорим идее к врачу, а он под разными предлогами отказывается, что Бог мне дал, Бог и исцелит. Или некогда, я работаю, некогда дойти рентген сделать, и так далее. Поэтому с таким человеком трудно говорить.
Но я хочу сказать такую мысль, что очень часто мы не грешим с вами не потому, что мы добродетельны, а потому что просто Господь нас щадит и не попускает нам впасть грехи, ситуация не складывается, чтоб выявить наш тот или иной грех. Знаете, мы все бессребреники пока в лифте в своем доме не найдешь чемодан с деньгами. Тут и будет нравственный выбор – куда ты в милицию понесешь, или начнешь звонить по соседям, кто потерял? Или подумаешь, ну, еще присвоят, спрячешь себе, и потом эти деньги отдашь в детский дом, или купишь себе на них новую квартиру, и так далее, и так далее. Это и будет нравственный выбор. Мы не находим этот чемодан с деньгами в лифте – и вот мы как и бессребреники. А стоит нам это найти, как сразу придется вести суровую борьбу, и тогда мы узнаем кто мы такие на самом деле. Еще не известно, кто кого победит – мы дьявола в этой ситуации или он нас. Это первое.
А второе, действительно, Преподобный нам советует в этой главе, как я уже сказал раньше, дает несколько способов для исцеления себя, для лечения вот этого своего падения. Т.е. я уже сейчас говорю о людях, которые увидели свою греховность. Потому что, как вы спросили о тех, кто не ведает – ну, с ними ничего, им можно, конечно, сказать, но так, чтобы их не раздражать. Можно на каком-то примере показать, можно какую-то книжечку им подсунуть, житие какого-то святого, который жил в тяжелых грехах, а потом увидел их, покаялся, исправился и стал святым. Молиться, конечно, о таких людях надо, чтоб открылось им духовное видение своего падения.
Но я хочу сказать о людях, которые все-таки увидели свою греховность. Преподобный Никодим дает целый ряд советов. Первый – это конечно молитва. Самое первое, где бы мы не были, как мы только увидели это, Преподобный говорит, помолитесь Господу даже своим словами скажите: «Помоги мне, Господи, Боже мой! Скоро помоги, не оставляй меня более в этой тьме греховной». Это вот он предлагает такие слова. Тут человек может любыми словами это сказать. Т.е. просто просить, назойливо просить Господа: «Господь, помоги, не оставь меня, Ты же меня создал, Ты призвал ко спасению. Дай мне силы справиться с тем или иным пороком, или с тем или иным греховным навыком». Это молитва – первое.
Второе Преподобный советует нам, конечно же, руководство. Знаете, кто такой солдат на поле брани, который потерял своего командира? Вот убили командира, бывает какой-то сержант или просто солдат решимость имеет и берет командование во время на себя. А бывает, что не берет, бывало, что и не брал никто. И вот тогда практически все подразделение легко уничтожить, потому что некому руководить, никто не может ни тактику, ни стратегию выявить в данной ситуации. Люди начинают погибать.
Вот точно такими же являются воины без командира, христиане, которые не имеют духовного руководства, которые не имеют духовного наставника. Эти люди, действительно, они знают, что хорошо, что плохо, мечутся, не знают ни способы, как себя исправить, ни каких-то возможностей. Даже не имеют реальной возможности посмотреть на себя со стороны и оценить себя со стороны.
Поэтому тут надо искать духовного руководителя, который тебя поведет и все тебе подскажет и поможет тебе выпутаться из этой ситуации. Так же точно, как врач помогает нам выйти из какой-то болезни. Так же точно, как командир выводит свое подразделение из окружения или из какого-то шквального огня выводит. Намечаются способы сперва отступить, потом накопить потенциал, потом опять идти в бой, и так далее. Нужен руководитель – это второе.
И третье, нужно некое усилие понимаете. Без усилия мы ничего не сможем сделать. Нужны усилия. Любое дело, покрасить стену – нужны усилия. Потянутся на турнике – нужны усилия. Купить продукты – нужны усилия. И психологические, и финансовые, и физические и так далее. Точно также, чтобы исправить свое греховное состояние, нужны усилия определенные, не надо этого бояться, легко это никому не дастся.
И четвертое – это все-таки надо менять образ жизни. Вот тут руководитель должен подсказать. Очень часто мы попадаем, знаешь, идешь одним маршрутом ночью и там есть яма, не огражденная, не освященная, и все время попадаешь в нее. Значит, надо ходить другим маршрутом. Для каждого человека это разные нужны изменения образа жизни мероприятия. Кому-то нужно уехать из большого города в деревню, и там жить спокойной, такой тихой жизнь, потому что город его убивает, развращает, давит просто. Кому-то надо оставить мирскую жизнь и пойти в монашество, кому-то, может, надо оставить разгульную жизнь, женится, создать семью. Кому-то жестко читать правило, кому-то поститься, кому-то, может, наоборот, читать хорошую качественную художественную литературу, потому что все время впадает в уныние, и ему нет такой пищи для духовной жизни. А святоотеческая пища ему еще не доступна, потому что он не дорос до нее. Нужно читать наших классиков русских, которые проповедуют нравственные начала. Т.е. каждому – свой способ и своя мерка, но она конечно должна этим руководителем духовным определяться. Т.е. надо менять порой образ жизни, может быть даже менять работу, чтобы выйти из этой бездны греховной.
Вот эти четыре важных установления – это молитва, руководство, руководитель духовный, усилие над собой и изменение образа жизни – они могут помочь человеку, который искренне желает отойти от греховной жизни могут помочь ему это совершить.
(Игумен Исидор)
Если вам понравился материал, расскажите о нем друзьям:
Комментариев нет:
Отправить комментарий