Кинбурнская коса: от Геродота до наших дней
Андрей КРИКУНОВУ слаборазвитой туристической инфраструктуры Украины есть одно преимущество: не так сложно найти места, красоту которых можно описать словом «первозданная».
По-настоящему заповедным, даже по документам, уголком на карте нашей страны является Кинбурнская коса — полуостров между Одесской областью и Крымом. Добраться туда непросто, перемещаться по косе — еще сложнее, скрыться от тамошних комаров — и вовсе невозможно. Зато, добредя до кристально чистого моря и уложив усталое тело на белейший песок, вы, скорее всего, перестанете жалеть, что приехали в это удивительное место.
Кинбурнская коса даже после беглого интернет-знакомства начинает неудержимым образом манить к себе. На этой полоске земли, кажется, сошлось все, что может заинтересовать туриста. С одной стороны море, с другой — Днепровского-Бугский лиман, дикая природа с редкими представителями флоры и фауны, богатая история от ее, собственно, «отца» Геродота, древних греков и скифов до крепости Кинбурн, возле которой русские войска под началом Александра Суворова разбили турок в 1787 г. (Кинбурнская баталия) и которая позднее была расстреляна британскими и французскими кораблями во время Крымской войны.
Совсем уж кружится голова у туриста, когда он читает о реликтовых лесных колках (местные называют эти заболоченные чащи сагами), остатках той самой описанной Геродотом Гилеи, или о расположенной чуть южнее Тендре, где можно в полной мере ощутить себя на необитаемом острове и повстречать табун диких лошадей.
В общем, всего этого вполне достаточно, чтобы преимущества турецкого «все включено» померкли перед буйной красотой отечественной природы. Но, как это обычно бывает в случае с внутренним туризмом, не все так просто.
Путешествие в стиле князя Гвидона
Песок, море, небо — таким мог бы быть флаг Кинбурнской республики
В общем, более популярен первый путь, очаковский. Не все желают рисковать, еще меньше людей ездит на джипах, ну и к тому же многих, прибывающих в эти края впервые, только подзадоривает перспектива часового путешествия на катере, практически по морю. Реальность жестоко разрушает эти представления о веселой морской прогулке — в этом мы убедились на личном опыте. Сам катер является достойным представителем современной очаковской флотилии, заставляющей вспомнить х/ф «Остров ржавого генерала». В эту посудину бодро загружаются туристы и аборигены, последние путешествуют с огромным количеством торб. Последние заполняют все свободное пространство посередине, сверху для полноты картины кладут похоронный венок. Мы отчаливаем.
Последнее напоминание о прошедших баталиях
В трюме невесело, а снаружи катер то и дело зачерпывает прохладной водички, что чувствуют не только сумки, но и пассажиры. В середине пути над рубкой капитана начинает идти дымок. «О, загорелось», — с интересом говорит пассажир из местных. «И что теперь делать?» — задается вопросом капитан, но после этих слов пожар прекращается сам собой.
«Тут Пушкин проплывал», — рассказывает последние новости сосед. Конечно, как Александр Сергеевич проплывал мимо и «срисовал» с Березани свой остров Буян, наслышаны все, кто едет на Кинбурнскую косу. Некоторые и саму косу полагают тем самым лукоморьем с дубом зеленым и котом ученым. Впрочем, наш маршрут проходил мимо другого островка, Майского, так что почувствовать себя на месте Пушкина было сложно. А вот в шкуре князя Гвидона, плывшего по морю в бочке, — это обязательно.
Чтобы мы не расстраивались, нам рассказали о каком-то большом судне, даже с каютами, которое обычно возит людей на косу. Но сейчас этот корабль поломался. Когда плыли обратно, он все еще был поломанным. Подумалось даже, что это миф для приезжих. Когда мы причаливали, обитатели косы готовы были прыгать на борт, не дожидаясь, пока выгрузятся приплывшие. Напоминало эвакуацию жителей с острова, на котором завелись зомби. Команда «корабля» чуть ли не била рьяных пассажиров веслами по головам, пытаясь сдержать их порыв. На самом деле люди просто боялись не поместиться, чтобы не пришлось ждать полдня следующего катера.
В целях повышения экономичности суда на косу забиваются под завязку, но чаще ходить не будут. Говорят, есть некие скоростные катера, которые довезут не за час, а минут за 20. Но и возьмут там с пассажира целых 400 грн. вместо 25. Ни у отдыхающих на косе, ни у ее жителей переплачивать нет никакого желания.
Ковалевская сага. Самое место для Водяного
Вход в сагу. Вероятно, открытую Геродотом
Комар — царь местных зверей
На морском путешествии приключения не заканчиваются, нужно еще добраться к месту отдыха. Основной выбор туристы делают между двумя деревнями — Покровским и Покровкой. Названия не удивляют, учитывая, что во время высадки турецкого десанта Александр Суворов находился в церкви, дело было на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Великий полководец дослушал литургию, вселяя тем самым спокойствие в своих солдат, а уж потом отправился бить турок.Так вот, до Покровского от катера ближе всего, а к Покровке специальная повозка будет везти вас еще час. Таким образом, к моменту прибытия у неподготовленного туриста останется совсем мало сил. Ведь окрестные дороги со времен генералиссимуса Суворова (а то и Геродота) лучше не стали.
И это одна из главных проблем региона. Как объясняют местные жители, километр дороги в условиях песчаной поверхности стоит миллион долларов. Это в принципе не такая уж большая сумма, если сравнить ее с теми, которые называет руководство «Укравтодора» (цена километра дороги четвертой-пятой категории — 3—5 млн. грн.). Впрочем, у государства не хватает средств и на более нужные трассы, собственно, и отрезок от николаевской дороги до Очакова — яма на яме. Понятно, что нормальными дорогами Кинбурнская коса обзаведется нескоро.
Вовчик — большой актер
К сожалению, объезд достопримечательностей может несколько разочаровать. С «сагами», конечно, полный порядок, внутри сразу вспоминается песенка Водяного из мультика «Летучий корабль» и прочие волшебные русалочьи истории. А вот многое другое на косе может быть скрыто от туристов. Например, птичий базар на кинбурнской стрелке, где встречаются воды моря и лимана. Это заповедник, поэтому вам просто покажут туда рукой и посоветуют посмотреть на птичек в бинокль. Которого, правда, у экскурсовода нет, потому что он этих птиц уже видел много раз. Ничего не осталось от Кинбурнской крепости, кроме памятного знака, — это постарались французские и британские корабли. Даже бронзовый памятник Суворову и тот не уцелел. Но тут уж иностранные завоеватели ни при чем. Украли и сдали на драгметалл наши современники.
Неожиданный представитель фауны
Необязательно вам встретятся многочисленные представители животного мира. Даже змеи, которых тут, как говорят, видимо-невидимо. В общем, если кабан и волк не захотят составить вам компанию во время прогулки по дикому лесу, стоит посетить местный мини-зоопарк на одной из ферм. Там есть даже верблюжонок, помимо традиционных обитателей здешних земель. Главной звездой этого зверинца является волк по имени Вовчик, великолепно позирующий у своей решетки.
После дорог к минусам косы можно отнести местную инфраструктуру. Конечно на загадочным образом построенных в заповедных краях виллах и усадьбах с ней, судя по всему, все в порядке (наш экскурсовод больше рассказывал, где какой фармацевт, прокурор или одесский бизнесмен поселился, нежели о местной флоре и фауне). А вот к услугам туристов здесь всего несколько баз отдыха с довольно приличными ценами и далеким от идеального уровнем обслуживания. Например, на самой дорогой базе «Крутая осыпь» нас просто шокировала предлагаемая отдыхающим пища. На базе, как потом объяснили добрые соседи, не пробурили достаточно глубокую скважину и потому пользуются мутной рыжеватой водой. Вообще на полуострове сотни пресных и соленых озер, так что бурить в поисках хорошей воды нужно поглубже. Дачники и разные прокуроры так и делают, а вот владелец базы пока обходится той, что есть. И при этом администраторы еще и не стыдятся рассказывать постояльцам о якобы лечебных свойствах этой воды. На которой они и готовят, видимо, чтобы было полезнее. Пить тамошний чай не было никакой возможности.
Не менее удивительным с точки зрения турецких или европейских курортов было то, что вечером кухня закрывается. И даже тарелку драгоценной гречки придется выбивать со скандалом. А уж о приготовлении шашлыка надо предупреждать за очень внушительный срок. При этом сама база и номера были на вполне достойном уровне, не хуже, чем в Черногории. А вот с менталитетом надо что-то делать.
Ну и последний недостаток Кинбурнской косы — ее знаменитые комары. Они начинаются уже в Очакове, садятся на катер вместе с пассажирами, видно, едут к родне. На самой косе для комаров созданы все условия. Бездорожье их не беспокоит, как и других крылатых обитателей этих мест, заболоченные леса cпособствуют размножению. К счастью, в течение суток периоды комариной активности меняются, гостям нужно это учитывать и не покидать укрытие в то время, когда «силы зла властвуют безраздельно». Бывает, случается особенно урожайный на комаров месяц, и тогда, как рассказывают, даже в море от них нет спасения, если, конечно, речь не идет об Ихтиандре, который может и не высовывать голову на поверхность.
Мельчают дикие орхидеи
Дикая орхидея в нескошенной траве
Вот так и получается. Чужаки, привлеченные сайтами турбаз, питаются в худших столовочных традициях и платят большие деньги за экскурсию, где им покажут рукой в сторону кончика косы с птицами. Знающие приезжают каждое лето большими компаниями со всего СНГ, останавливаются у проверенных хозяев, которые заготавливают мясо, рыбу и прочую провизию. Кстати, в домике со всеми удобствами, включая кондиционер, можно остановиться за 200 грн. в сутки, в то время как на базе цены стартуют от 480 грн. Фаны Кинбурнской косы поют песни под гитару, купаются в чистейшем море, смотрят на особенные в этих краях звезды, и, видимо, даже комары их особо не трогают как своих.
К проблемам косы можно отнести юридическую неопределенность. С одной стороны, это заповедник для зверей и птиц, с другой — такое замечательное место должно привлекать туристов, а постоянные жители должны иметь возможности для хозяйственной деятельности. «Попробуй тут что-то построй», — с тоской в голосе говорят местные, но при этом прекрасно знают, что кому надо, без труда обзаводятся особняком возле самой заповедной чащи.
С 92-го года на территории косы действовал региональный ландшафтный парк на балансе областного бюджета. В 2009-м известный своей «полезной» деятельностью Виктор Ющенко создал здесь национальный парк «Белобережье Святослава». Это решение сразу же вызвало немало критических отзывов в Николаевской обл., многие областные депутаты усмотрели тут только очередную централизацию и неудобства для местного населения.
Яркий пример последствий ющенковского указа мы увидели своими глазами. Возле села Покровка расположено самое большое поле диких орхидей в Европе. До объявления статуса национального парка крестьяне могли косить здесь траву, в результате орхидеи получали достаточно соков из почвы и вырастали до 30 см. Теперь, когда косить нельзя, больше 15 см орхидею не найти. В итоге туристическая привлекательность места поблекла.
Очаков провожает наше судно
Но все равно при всех недостатках системы и местного сервиса Кинбурнская коса относится к тому виду красоты, который стоит жертв. Даже если увиденное не будет в полной мере соответствовать тому, что нарисовало ваше воображение. Наверняка во второй раз вам понравится уже значительно больше, ну а потом, возможно, и вы пополните компанию людей, не понимающих, что отдыхать можно где-то еще.
Андрей КРИКУНОВ
Мой комментерий.
Кинбурн, любимое место отдыха нашей семьи.
40км. до Очакова, на катере переплываем Днепробугский лиман и мы на косе.
Развозит отдыхающих по селам косы. машина УРАЛ с прицепом. Песок там вязкий Ходить пешком тяжело, ноги утопают в песке и быстро устаешь.
Какая там шикарная рыбалка, а какие озера с прозрачной водой до колена, какой хвойный лес удивительный для Николаевцев, а какие грязи целебные, а какие цветы...
пустые пляжи, чистая вода.... Кинбурн, это конечно класс!!!!
Если вам понравился материал, расскажите о нем друзьям:
Комментариев нет:
Отправить комментарий