Для того, чтобы понять почему мы празднуем День Народного Единства – необходимо детально знать трагические события, разыгравшиеся на Руси в начале 17 века, много книг написано о событиях тех лет разными авторами, но интересную книгу написал земляк Кузьмы Минина, ныне покойный Протоиерей из Балахны Александр Соколов с которым мы были знакомы и некоторые его материалы - я здесь процитирую.
12 января 1610 года, завершилась Троицкая оборона /1608-1610/ - cтрельцы с братией Сергиевой обители защитили Лавру от европейских варваров, ведь у Польских гетманов - Сапеги и Александра Иосифовича Лисовского вначале осады было 30.000 наёмников и войск Лжедмитрия-II, в то время как защитников Лавры было всего 1.500 человек - до 200 иноков, стрельцов, дворян, казаков, боярских детей и старики, женщины с детьми из окрестных сёл, здесь же находилась бывшая Королева Ливонская Мария Владимировна /Марфа/, и инокиня Ольга - в миру Царевна Ксения Годунова.
Архимандритом монастыря был доблестный старец Иоасаф, который привёл воевод – Окольничего Князя Г.Б.Рощу-Долгорукого и Дворянина Алексея Голохвастова и ратных людей им подчинённых к присяге у мощей Преподобного Сергия, где они обещали биться крепко и «без измены» против врагов Православия и Отечества, и повелел непрестанно совершать богослужение и пение молебнов Святому Сергию Радонежскому.
Поляки сняли осаду при подходе к Лавре войск боярина М.В.Скопина-Шуйского!
После низвержения Царя Василия Шуйского в 1610 году, Западная часть Руси была захвачена войсками наёмников из Европы, под руководством Речи Посполитой.
Возле Москвы расположил войска европейских варваров, гетман Станислав Жолкевский /1547+1620 убит в битве с турками под Цецорой, на территории Малороссии/ и некоторые московские бояре-изменники согласились признать «царём» Владислава, сына Короля Сигизмунда-3 – при условии, если «он примет Православие и возьмёт русскую жену».
И в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, бояре-изменники тайно пропустили захватчиков в Кремль и гетман Жолкевский с 8-ми тысячным войском занял Кремль, Китай-Город и Белый город, а несколько рот оккупировали Новодевичий монастырь.
Жолкевский вынудил лже-Дмитрия-2 бежать в Калугу, где тот и был убит в лесу 2-го декабря 1610 года, но получив известие из Варшавы о том, что Сигизмунд-3 – хочет сам стать царём Московским, Жолкевский понял, что у него не будет возможности остаться в Москве и уехал домой, передав управление польским гарнизоном полковнику Александру Корвину Гонсевскому /+1645/.
Гонсевский ждал прихода Ходкевича в марте 1612 года, но приказом Сигизмунда-3 – гетмана Гонсевского перевели в Смоленск.
В составе польского гарнизона были немецкие наёмники, которые устанавливали свои порядки, глумились над Православием, бесчестили Святых, стреляли в иконы из ружей, притесняли мирных людей и, население Москвы начало требовать «перемены государя».
Потому в конце октября 1610 года патриарх Гермоген отправил к Королю Сигизмунду-3 Посольство во главе с Князем Василием Васильевичем Голициным и Митрополитом Ростовским Филаретом /Романовым/.
Но Сигизмунд-3 не стал слушать их доводов и приказал «посольство» арестовать, потому до 1619 года они остались в польском плену.
Всю зиму 1610-1611 годов захватчики бесчинствовали в Москве и окрестных городах, кроме того начались осложнения со Швецией, войска которой зимой 1611 года вторглись в Карелию и захватили Великий Новгород.
С конца 1610 года Патриарх Гермоген обличал захватчиков и рассылая грамоты по стране, призывал народ «королю креста не целовать» и бороться против иноземцев, за что Гермогена посадили под стражу, лишив возможности общаться с внешним миром, но к Гермогену проникли Нижегородцы Роман Пахомов и Родион Мосеев, через них Гермоген Благословил Верных Сынов Отчизны и Православной Церкви на отпор захватчикам!
Первое Рязанское Ополчение в походе на Москву, под предводительством Рязанского Дворянина Прокопия Петровича Ляпунова и Князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкова было неудачным, хотя к ним присоединились Ополчение из Мурома во главе с Князем Владимиром Фёдоровичем Мосальским; Ополчение из Костромы во главе с Князем Фёдором Ивановичем Волконским и Тимофеем Даниловичем Овциным; Ополчение из Галича, Вологды и Поморских земель Петра Ивановича Мансурова с воеводой А.Нащёкиным; Ополчение из Суздаля и Владимира во главе с Измайловым; Ополчение из Нижнего Новгорода – 1200 воинов, возглавлял престарелый Князь-Воевода Александр Андреевич Репнин, 17 февраля выдвинулось из Нижнего Новгорода через Владимир в Коломну и 3 марта 1611 года Ополченцы пешие и конные выдвинулись на Москву.
Зарайский Князь Дмитрий Пожарский, тогда пришёл на помощь Ляпунову и 17 марта ратники Пожарского первыми проникли в город, а за ними - воины других Ополчений.
19 марта закипела битва на Никитской улице, Арбате, Тверской, Знаменке, в Чертолье – москвичи помогали Ополченцам, несмотря на то, что у жителей столицы заранее было отобрано не только оружие, но даже плотницкие топоры.
Гарнизону Гонсевского грозило истребление, столь силен был гнев и порыв восставшего народа, но по совету еврея-боярина Михаила Глебовича Салтыкова – подсказавшему «шляхтичам», что сделать – Салтыков запалил собственный дом и Гонсевский приказал поджечь Замоскворечье и Белый город, а ночью в Москву вошёл немецкий 2-х тысячный гарнизон и продолжил выжигать город в течении четырёх дней!
Толпы людей с детьми, лишённых жилья и всего, что у них - было, разбегались в жестокий мороз – по полям, на дороги - ведущие в другие города, сожжён был город, рухнули высоко вознесённые дома, огнём истреблены все резные купольные храмы!
Но это бедствие не сломило волю Ополченцев, столица пылала, а на Сретенке начались новые бои, пехота и конница европейских наёмников атаковали укрепления Князя Дмитрия Пожарского, который бился в рукопашную целый день, рядом со своим домом на Сретенской улице, полагая, что продержится до подхода Ляпунова.
20 марта на помощь польскому гарнизону из Можайска прибыл кавалерийский полк полковника Николая Струся, племянника гетмана Яна Потоцкого - однако Пожарский с верными людьми среди дыма и огня сражался, отбивая один за другим вражьи приступы.
Другой отряд наёмников под командой французского капитана Жака Маржерета, зайдя в Белый город с тыла по льду реки, ударил по воинам Ивана Бутурлина и разбил этот отряд.
Полку Николая Струся тоже удалось прорваться к гарнизону Гонсевского и перерезать ряды восставших москвичей, в результате связь между ними была потеряна.
Ополченцы Пожарского не знали, что другие Ополченческие отряды задерживаются на подходе к Москве, а по всей столице держалась только Сретенская улица, несмотря на то, что ратники Пожарского выбывали из строя один за другим.
Но всё-таки наёмники взяли Сретенку, после того, как Пожарский был ранен в голову, ударом шестипера по шлему и с дважды пробитой ногой – его ратники смогли вынести Дмитрия из боя и переправить в Троице-Сергиеву Лавру, а оттуда в родовое селение Мугреево Суздальского уезда для дальнейшего лечения.
Основные силы Ополчения Ляпунова подошли к Москве 21 марта и взяли Белый город, а в апреле 1611 года Ополченцы обложили Кремль и Китай-Город, и захватчикам пришлось укрыться за стенами Кремля, претерпевая голод в ожидании помощи от польского короля.
К сожалению, в войсках первого Ополчения не было единства, и против Ляпунова выступил бывший «слуга лже-Дмитрия» - Трубецкой, также против Ляпунова выступил подкупленный Гонсевским атаман из западной католической Руси безнравственный еврей Иван Мартынович Заруцкий, который позже перебежал к полякам с двумя тысячами казаков, но наконец был пойман и казнён!
Гонсевский сочинил, подписал от имени Ляпунова и подбросил казакам подложную грамоту, в которой говорилось, что: «чинивших разбои казаков надо ловить и избивать», и 22 июля 1611 года, вызванный на «казачий круг» - Ляпунов был зарублен атаманом Заварзиным, после чего Ополчение распалось и первыми ушли из него казаки Заруцкого.
Предатель Иван Мартынович Заруцкий, позволил гетману Яну-Петру Сапеге с пятьюстами наёмниками выйти из Кремля и незаметно вернуться через шесть недель с большим обозом продовольствия и плюс к этому две тысячи караваев хлеба.
Польша испытывала неурядицы, из-за политики Сигизмунда-3 и в январе 1612 года 7-мь тысяч наёмников на конях ушли в Польшу, требуя выплаты просроченного жалованья, а в Москве осталась часть войск Сапеги и отряд из Смоленска под командованием офицеров братьев Концепольских, самого Сапегу сменил присланный королём – Цолкиевский.
Гетман Яков Потоцкий не довольный королём, приказал своему племяннику полковнику Струсю, чтобы тот не давал гетману Ходкевичу подойти к Москве и часть войск Ходкевича вместе с частью войск Струся под командой Зелинского ушли в Литву, потому Ходкевич бездействовал и лишь в августе 1612 года двинулся из Вязьмы в Москву.
Жалования польский гарнизон находившийся в Кремле, от короля так и не получил и Цолкиевский с офицерами отдали солдатам дорогие вещи, находившиеся в Московском Кремле, среди которых были: две золотые короны искусной работы, держава и скипетры и многие другие ценнейшие вещи предыдущих Русских Царей.
Более того, Цолкиевский разрешил солдатам и наёмникам грабить брошенные в Москве дома, оставленные жителями после пожара, а также храмы и принадлежавшие приказам и учреждениям сгоревшие дома из которых наёмники разбирая развалины и откапывая подвалы выносили множество драгоценных украшений и вещей.
А Ян-Пётр Сапега, после второй успешной попытки «прорыва в Кремль» с продовольственными обозами не дожил до зимы 1612 года.
Преподобный Иринарх /Илья+1616/, затворник Борисоглебского монастыря, окормлялся у знаменитого Иоанна Ростовского Власатого /+1582/, предсказал Царю Василию Шуйскому - нашествие Литовцев и Поляков, а гетману Сапеге - Иринарх, старец Ростовский, носивший на голове железный колпак и около 80 кг. различных цепей сказал: «шёл бы ты отседова, не выйдешь из Руси живым» и 4 сентября 1611 года Сапега, учившийся в Риме и Варшаве, но безуспешно штурмовавший в течении 16 месяцев Троице-Сергиеву Лавру - умер в московском Кремле.
Князь Стародубский Дмитрий Пожарский, готовясь на Москву, посетил Преподобного Иринарха и затворник дал князю свой крест и Благословение, а по взятии Москвы, Боярин Дмитрий Мизайлович Пожарский вернул крест Иринарху и освободил своею грамотой Борисоглебский монастырь от доставления припасов для войска, а Иринарх почил в Бозе в 1616 году, и погребен в Борисоглебском монастыре, в ископанной им самим могиле!
В 2008 году мы с товарищем - заказали написать Икону, где Иринарх благословляет Пожарского и Минина на освобождение Москвы и подарили Михаило-Архангельскому Собору Нижнего Новгорода и 4-го ноября 2008 года, мне посчастливилось пройти Крестным Ходом с этой Иконой.
Шведские войска захватили всю Новгородскую землю, но именно в этот момент из Рязани и Мурома, Ярославля и Костромы, Архангельска и Вологды, Суздаля и Владимира, Казани и Смоленска – в Нижний Новгород прибывали гонцы с известиями о готовности населения этих городов присоединиться к Нижегородскому Ополчению!
К лету 1611 года обстановка стала критичной для Руси, из-за распада отрядов Первого Ополчения, польские войска взяли Смоленск, оставшиеся защитники которого вместе с жителями ушли и поселились в городе Арзамасе Нижегородской области.
Возглавить борьбу в такой час могли лишь Пламенные Верой, Преданные Руси люди!
Кузьма Минин – был сыном Мины Акиндинова и внуком Акиндина Власьева, который имел ещё двух сыновей Фёдора и Иоанна, которые приходились дядями Кузьме, имевшими владения по обоим берегам Волги и занимались добычей соли, а город Балахна в те годы славился соледобычей и у Мины Акиндинова были свои рассольные трубы.
Другие владельцы солеварниц и рассольных труб, коих в Балахне было 72 варницы и 29 труб являлись:
Троице-Сергиева Лавра и Нижегородский Печерский монастырь!
Минин был старше Пожарского и родился около 1570 года в Балахне, а 12-ти лет от роду Кузьма переехал в Нижний Новгород с матерью Доминикой и отцом Анкидином, который принял постриг с именем Мисаил.
В мясном ряду на рынке стояла лавка Кузьмы, а также он владел «животиной бойней» и в зрелые годы Кузьма был уважаемым человеком, относился к числу зажиточных людей в Нижнем Новгороде и отличался исключительной честностью.
Минин выделялся среди посадских людей и до избрания его старостой уже приобрёл влияние в Нижнем Новгороде, ведь в 1608 году он дрался с захватчиками в отрядах воевод Алябьева и Репнина, а весной 1611 года сражался с поляками в Москве у Покровского собора /Василия Блаженного/, на улицах Лубянке и Сретенке.
У Кузьмы было 5-ро братьев: старшие Фёдор, Иван, Григорий, которым принадлежали четыре рассольные трубы и младшие Сергей, Михаил помогавшие старшим братьям в соляном промсле.
Сестра Дарья, была замужем за Иваном Семёновичем Кофтыревым, а Кузьма был женат на Татьяне Семёновне Тихоновой, которая в 1632 году приняла постриг с именем Таисии.
1 сентября 1611 года нижнепосадская община Нижнего Новгорода выбрала Земским Старостой Кузьму Минина, человека Чистой Жизни и Веры – которому было видение Преподобного Сергия Радонежского - Игумена Всея Руси, понуждавшего Кузьму поднять народ на борьбу для спасения Православной Веры.
Одна из грамот, составленных Архимандритом Дионисием, со слов Патриарха Гермогена – была зачитана в Нижнем Новгороде, который раньше всех стал готовиться к отражению внешней агрессии, и в нынешнем городе Ваче, /исказили одну букву/ - в то время прошло Нижегородское Вече и работало около 40 кузниц, производивших оружие и доспехи, туда же воины приводили своих коней, чтобы подковать и покрыть защитной бронёй от ударов и попаданий в лошадь, от того времени пошла поговорка: «еду я на кляче в Вачу».
С падением государственного порядка на Руси – в те годы ещё жил порядок церковный!
Настоятель Нижегородского Печерского монастыря Архимандрит Феодосий, Протоиерей Спасо-Преображенского Собора Савва Евфимьев и другие служители Нижегородских храмов – учили Народ твёрдо стоять за Веру Православную, как Благословил на такой подвиг в своём послании Патриарх Гермоген!
В Спасо-Преображенском Соборе постройки 1352 года, находилась богатая библиотека оттого Савва был начитанный и мудрый, а по характеру великодушный и отзывчивый священник, имевший большое влияние на прихожан и занимая виднейшее место среди священнослужителей Нижнего Новгорода стоял среди его руководителей и первым оказал поддержку Кузьме Минину, а в последствии Савва Евфимьев /+1625/ участвовал в избрании Царя Михаила Фёдоровича в числе выборных от Нижнего Новгорода людей!
Торжественно, колокольным звоном, с Великой Честью встречал Протоиерей Савва с Народом – после излечения от ран - Князя Дмитрия Пожарского в Спасском Соборе, который прибыл возглавить Нижегородское Ополчение, по просьбе жителей Нижнего Новгорода, принявших такое решение на Общем Сходе 9 сентября 1611 года!
Общий Сход послал выборных людей Архимандрита Печерской обители Феодосия и Дворянина Ждана Петровича Болтина, но Пожарский сначала не согласился, а когда к нему приехал Минин и воевода Андрей Семёнович Алябьев – Пожарский дал согласие!
Дионисий в 1605 году был возведён в сан Архимандрита и вызван в Москву Патриархом Гермогеном, с ним советовался Царь Василий Шуйский и Патриарх Гермоген.
Будучи в Сергиевой Лавре, вместе с келарем Авраамием, писал по городам послания, в которых просил жертвовать всем и вооружаться для изгнания врагов.
По их зову явились борцы за Отечество К.Минин и Д.Пожарский!
Создание и содержание Ополчения требовало огромных затрат и Кузьма Минин вынес перед всем народом окованный железом ларец и объявил:
«Вот моя доля. Всё, что скопил за жизнь – отдаю на рать»!
После такого примера - население Нижнего Новгорода и других городов – отдавало на Ополчение от трети - до половины своих доходов, каждый записавшийся в Ополчение, получал годовое жалование в сумме 15 рублей, затем воинов Ополчения разбили по статьям, и в Нижний Новгород потянулись татарские, мордовские и черемисские князья.
Перед походом в Ярославль – Минин имел возможность выдать ратникам жалованье по трём статьям: по 30, 40 и 45 рублей казакам, дворянам и стрельцам.
Минин собирал средства для снаряжения Нижегородского Ополчения прежде всего среди людей своего сословия, но часть денег 4660 рублей - дали иногородние купцы Строгановы, торговавшие в Нижнем Новгороде, вслед за ними богатые купцы Никитовы, Лыткины и Дощенниковы передали Минину несколько тысяч рублей, люди несли кто сколько мог, а одна вдова отдала 10 тысяч рублей.
В Нижнем Новгороде был создан «Совет Всея Земли», в который вошли представители городов-участников Ополченческого движения, этот Совет был – Правительством, во главе которого стали Минин и Пожарский!
От имени «Совета Всея Земли» – Пожарский назначал воевод, рассылал грамоты, призывая в Нижегородское Ополчение ратников из других мест, а Минина - «Совет Всея Земли» выбрал - Казначеем Ополчения!
Нижний Новгород приобрёл вид Военного Лагеря, имея постоянную связь с ратниками Князя Фёдора Шереметьева, стоящими в городе Свияжске, а со всех концов в Нижний Новгород прибывали служилые дворяне, казаки, стрельцы и простые люди, желавшие участвовать в ратном деле, на Ковалихе и за Дмитровскими воротами в 11-ти кузницах, мастера-оружейники ковали круглосуточно оружие и доспехи, на Зелёном Дворе готовили порох, на Нижнем Посаде шили одежду для Ополчения.
У Благовещенской Слободы был устроен Пушечный Двор, где к началу выступления Ополчения были отлиты первые пушки.
Казань выслала свои дружины; в ее рядах находился Казанский Образ Богородицы, который в 1579 году в Казани был обретён 9-летней девочкой Матроной и священником, будущим Патриархом Гермогеном, а Царь Иван-IV Грозный узнав об этом, приказал на месте явления построить храм Казанской Богородицы и основать женский монастырь.
Ядро Ополчения составили Нижегородцы, затем в него влились Коломенские и Рязанские ратники, которые под руководством Пожарского в начале 1611 года, освободили казаков Ляпунова, осаждённых в Пронске – отрядами запорожских казаков и черкесов.
В октябре в Нижегородское Ополчение вошли Дорогобужские и Вяземские ратникии в январе 1612 года в Нижний прибыли Смоленские ратники.
В конце февраля 1612 года Ополчение двинулось на Балахну, где к Ополчению присоединился отряд Матвея Плещеева, оттуда Ополченцы двинулись на Пурех и Юрьевец, который в 1609 году был подвергнут нападению польского гетмана Лисовского и часть мужского населения города Юрьевца влилась в Нижегородское Ополчение.
Следующим на пути Ополчения стала Решма, откуда Ополчение вошло в Кинешму.
Узнав о Нижегородском Ополчении московские бояре-евреи из Думы послали в Кострому грамоту – быть верными королевичу Владиславу, поэтому костромской воевода Иван Петрович Шереметев не хотел пускать Ополчение в город, и Пожарский остановился на посаде, а в городе начались волнения против воеводы Шереметева.
Князь Пожарский, по просьбе жителей Костромы снял Шереметева с должности и вместо него поставил воеводой Костромы Князя Романа Гагарина.
Челобитчики из Суздали пришли к Пожарскому и просили прислать к ним ратных людей, для защиты от казачьих атаманов Андрея и Ивана Просовецких и, Пожарский отправил в Суздаль воеводу Романа Петровича Пожарского с отрядом Нижегородских и Балахонских стрельцов, а сам Пожарский двинулся в Ярославль.
У Пожарского было 3500 стрельцов и тысяча всадников по выходу в поход, а на пути присоединялись новые отряды и в апреле 1612 года Ополчение вошло в Ярославль, где Минин и Пожарский создали хорошо обученную Военную Организацию!
В Ярославле сформировалось Земское Правительство, на основе «Совета Всея Земли».
При Правительстве были созданы органы управления – Приказы: Разрядный, Дворцовый, Посольский, Поместный, Судебный, Военный и другие, но некоторые Ярославские евреи купцы не хотели давать деньги на Ополчение и тогда Минин взял под стражу самого богатого купца Григория Леонтьевича Никитникова, а с ним ещё двух купцов-евреев Степана Лыткина и Надея Светешникова и отвёл их к Пожарскому.
Никитников признал «свою неправоту» и вместе с другими купцами внёс необходимые средства для казны Ополчения, помимо этого в Ярославль пришла крупная денежная помощь от Соловецкой обители, а в это время в Ярославле Минин и Пожарский вели переговоры с Австрией, изолировав Польшу на время от своих союзников.
Пожарский осторожничал и простоял в Ярославле четыре месяца потому, что во всех городах вокруг находились польские отряды и Пожарский посылал в разные стороны свои отряды, которые уничтожали различные гарнизоны наёмников, обеспечивая себе надёжный тыл, а также Пожарский не доверял казакам стоявшим в Подмосковье.
27 июля 1612 года Ополчение выступило из Ярославля, имея в своих отрядах вместе с отрядом крещёных татар из Касимова, около десяти тысяч человек.
Перед выходом из Ярославля отслужили молебен в Спасском храме у раки с мозами святаго Князя Феодора Ростиславовича и его сыновей Давыда и Константина.
Благословил Нижегородское Ополчение - на одоление врагов - Митрополит Ростовский и Ярославский Кирилл /Завидов/, ибо главного Архиерея РПЦ в то время не было!
Тем временем из Москвы уходил с награбленным добром гетман Александр Корвин Гонсевский, нарушив договор с евреями-боярами по которому он не имел права увозить с собой ценности, а он увёз из Царских Палат с собою: резной царский посох, царские реликвии, среди которых были древние дорогие щиты и доспехи, золотые иконные оклады в самоцветах, ковры, стулья из царских покоев, меха, сосуды, литую серебряную печать царя Василия Шуйского, царские венцы Феодора Иоанновича и Бориса Годунова и многое другое – достояние Русских Царей и Великих Князей за много столетий!
Вместо Гонсевского – Московский Кремль занял отряд польского полковника Николая Струся, который обратился к Сигизмунду-3 с просьбой о подкреплении, узнав, что на Москву идёт Нижегородское Ополчение!
Сигизмунд-3 - выделил из войск Речи Посполитой войско числом 12-ть тысяч и под командой гетмана Яна-Карла Ходкевича, эта армия расположилась недалеко от Москвы.
По дороге в столицу, Князь Пожарский заехал в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, чтобы почтить память родителей, нашедших там упокоение.
Затем Пожарский с Мининым побывали под Ростовом Великим, где подвизался старец-затворник Иринарх, от которого оба получили Благословение на освобождение Москвы и Крест старца – как Духовное пособие в предстоящих битвах!
К Троице-Сергиевой Лавре Нижегородское Ополчение подошло 14 августа 1612 года.
За дни пребывания в Лавре, Минин сблизился с Архимандритом Лавры – Дионисием, потому 18 августа иноки Троице-Сергиевой обители с иконами Живоначальной Троицы, Преподобного Сергия и других Святых – провожали Ополченцев и каждого кропили святой водою со словами:
«С тобой Бог и Великий Чудотворец Сергий на помощь, не посрами Веру Православную, не посрами Землю Русскую»!
Последними - подошли к Архимандриту Дионисию за Благословением Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
При подходе к Москве, от казаков Трубецкого прибыли послы к Минину и Пожарскому с предложением соединиться под командованием Трубецкого, но это предложение было Пожарским отвергнуто, ибо Трубецкому он не верил.
Польские войска Ходкевича тем временем тоже подступали к столице и это требовало, от командования Ополчения решительных действий.
Предварительно, ещё в конце июля, Пожарский выслал к Москве отряд в 500 ратников, под руководством воеводы Дмитриева, чтобы стать у Покровских ворот в башне стены Белого города, другой отряд числом в 700 ратников, под командованием воеводы Дмитрия Павловича Пожарского-Лопаты и дьяка Семёна Самсонова - 3 августа Пожарский послал под стены Белого города к Тверским, Покровским и Никитским воротам.
Пожарским был послан вперёд ещё один отряд Князя Василия Ивановича Туренина с задачей - расположиться у Чертольских /Пречистенских/ ворот и не давать возможности соединиться польскому гарнизону в Кремле с отрядами полковника Струся и спешившего им на подмогу - гетмана Ходкевича, а вслед за воинством Туренина к Москве подошло Ополчение и переночевав на берегу реки Яузы утром 20 августа армия Минина и Пожарского выступила на столицу - преграждая Ходкевичу путь в Кремль.
Трубецкой вновь предложил Пожарскому, расположившемуся у Крымского брода, остановиться в казацком стане, но получил отказ, ибо казаки Заруцкого и Трубецкого прежде успели присягнуть новому самозванцу «Исидору», очередному лже-Дмитрию, объявившему себя в Пскове «царём Дмитрием-3».
Потому Пожарский с Мининым имели все основания считать неустойчивые казацкие отряды и их командиров ненадёжными союзниками для Спасения Руси.
Разведка Ополчения доложила, что Ходкевич 21 августа выступил из села Вяземы и остановился на Поклонной горе, и Пожарский понял замысел врага, который хотел через Чертольские ворота пробраться в Кремль, чтобы усилить польский гарнизон, снабдив его продовольствием и продержаться с ними до прихода в Москву основных вооружённых сил короля Польши Сигизмунда-3.
Положение Пожарского было тяжёлым, предстояло одновременно вести бои с наступавшим гетмана Ходкевичем и с тыла отражать удары полковника Струся, а гетман был талантливым военачальником, который осаждал Смоленск и Псково-печерский монастырь, а на Москву Ходкевич собрал лучшие силы и к нему примыкали черкесы под командой атамана Александра Зборовского /+1621/, а к трём тысячам поляков, литовцев, немцев, французов Струся примыкали остатки сапегинского гарнизона под командой полковника Иосифа Будилы.
22 августа /1 сентября/ на рассвете отряды Ходкевича переправились через Москву-реку к Новодевичьему монастырю, гетман хотел нанести основной удар у Чертольских ворот как и предполагал Пожарский!
Сражение началось с рассветом и продолжалось до восьми часов вечера, Ходкевич решил ударом отборной конницы сломить Ополченцев чтобы соединиться с польским гарнизоном в Кремле, который дал знать Ходкевичу выстрелом из пушек, что готов выйти навстречу войскам Ходкевича!
Навстречу коннице Ходкевича, Пожарский выдвинул свой конный отряд, который бился несколько часов между Новодевичьим монастырём и Деревянным городом, около двух часов дня Ходкевич ввёл в бой пехоту и потеснил конницу Пожарского к Земляному валу.
В ответ Пожарский приказал коннице спешиться и Ополченцы начали биться врукопашную, полковник Струсь начал готовить войска к выходу из Кремля для удара с тылу, а тем временем князь Трубецкой имея около 500 ратников, выделенных ему Пожарским для защиты Чертольских ворот стоял в бездействии за рекою в районе Крымского двора.
Видя бездействие «союзника» Трубецкого – Минин обратился к его подчинённым и четыре казацкие сотни атаманов Филата Межакова, Афанасия Коломны, Дружины Романова и Макария Козлова, без разрешения Трубецкого – двинулись через реку с Мининым на помощь Пожарскому, также ратники стоявшие у Чертольских ворот устремились к переправе и соединились с ополчением против отрядов Струся.
В бой ринулся и отряд из Костромы во главе с Фёдором Ремнем и с поддержкой этих сил – удар конных сотен Пожарского во фланг противнику решил исход сражения.
Нападение с тыла из Кремля было отбито с большими потерями для Струся и вражеская вылазка в районе Водяных ворот также закончилась для польского гарнизона печально, потому в последующие осаждённые в Кремле не решались ни на какие вылазки.
В битве у Каменного моста погиб племянник Минина – богатырь Фёдор Сремкин.
Сражение 22 августа окончилось для Ходкевича поражением и он отступил к Донскому монастырю, где произвёл перестановку сил и решил пойти на Кремль из Замоскворечья.
Ночью с 22 на 23 августа 600 гайдуков Ходкевича, с помощью изменника-еврея Григория Орлова двинулись вдоль Москвы-реки вглубь Замоскворечья, прошли спокойно караулы Трубецкого, вероятно не без его помощи и захватили небольшую территорию в Яндове у Георгиевской церкви напротив Кремля, а князь Трубецкой не предпринял никаких действий, что походило на предательство с его стороны.
Пожарский вновь понял замысел Ходкевича и произвёл перегруппировку сил, отправив отряды Дмитриева и Пожарского-Лопаты к берегу Москвы-реки, за Калужские ворота, а оставив небольшие отряды у Тверских, Петровских и Никитских ворот – главные силы Ополчения на левом берегу в районе Остоженки.
Сам же Князь Пожарский с пехотой, конницей и двумя пушками /1/3 Ополчения/ - встал на правом берегу в Замоскворечье – на пути наступления войск Ходкевича и потому конницу Пожарский сосредоточил впереди, на Земляном валу вместе с пушками и коннице предстояло принять на себя главный удар!
Казаки Трубецкого заняли Климентовский острожек /Пятницкая улица и Климентовский переулок/, но Трубецкой почти не оказал никакого сопротивления польской пехоте Граевского – когда 23 августа гетман Ходкевич перешёл в наступление, более того Трубецкой переправился на левый берег и наблюдал за тем как шла битва.
После многочасового боя, конница атамана Зборовского, казаки атамана Ширая, полк Невяровского всё более теснили Ополчение к Крымскому мосту, Пожарский со своей конницей пытался спасти положение, но силы были неравными, сам Пожарский был в третий раз ранен.
Войска Ходкевича продолжали наступать с двух сторон по Большой Ордынке от Серпухрвских ворот и со стороны Кремля наступали отряды Струся, преградой им на пути стал острожек занятый казаками – до Кремля оставалось 1800 метров.
Не имея возможности сесть на коня из-за ранения Пожарский отправил на переговоры к казакам Келаря Троице-Сергиевой Лавры – Авраамия Палицына, чтобы уговорить казаков не подчиняться Трубецкому и не оставлять позиции.
Растроганные речью Палицына казаки пообещали, что станут биться до победы и попросили монаха Авраамия пройти в их таборы.
После чего Ополченцы Пожарского, прибывшие в стан казаков на Большую Ордынку и улицу Пятницкую – сделали совместную контратаку – и противник был отброшен и зажат со всех сторон, но обе стороны - понесли большие потери.
Архимандрит Дионисий – после битвы, погребал в Климентовском острожке с монахом Симоном 660 человек, эта братская могила находится перед входом в храм Климента со стороны улицы Пятницкой на пересечении с Климентовским переулком.
В бое участвовали не только Ополченцы с казаками, но и местные жители, включая женщин и детей, которые не хотели пропустить более 400 сотен обозов продовольствия для гарнизона в Кремле и, поляки бросив, половину обозов с провиантом – отступили.
Воспользовавшись замешательством противника - Минин с Пожарским создали «Ударный Кулак» из 300 дворян и отряда ротмистра Хмелевского, после чего Минин сам повёл ратников в бой, призвав на помощь Преподобного Сергия и переправившись через Москву-реку у Крымского моста - Минин с ходу ударил по врагу.
Внезапность нападения ратников во главе с Мининым решила исход всего сражения, сам Минин был ранен, и его вынесли на руках с поля боя!
Воспользовавшись замешательством врага, Пожарский с конницей и пехотой нанёс удар по левому флангу Ходкевича, а казаки Трубецкого начали наступление на правый фланг.
Продовольственный обоз поляков на Ордынке был окружён, его охрана перебита.
Ходкевич, потеряв убитыми 500 человек, а также весь обоз с провиантом, вывел свои войска из района Земляного вала, а Пожарский начал преследовать отступавшие войска Ходкевича, который растеряв всю артиллерию - отступил к Донскому монастырю.
Видя, что кремлёвский гарнизон Струся не сможет оказать ему помощи – Ходкевич на рассвете 25 августа отошёл к Воробьёвым горам.
Наёмники в Кремле наблюдали с ужасом за уходом Ходкевича, которому не суждено было вернуться в Москву; гетман впоследствии в сражении против турок был ранен и умер в замке Хотин на Днестре
Окружив плотным кольцом Китай-город и Кремль – Ополченцы начали их общую осаду!
15 сентября на предложение Пожарского польскому гарнизону сдаться – военачальники Будила и Стравинский ответили дерзким отказом – ожидая помощи от Сигизмунда-3, но 22 октября Ополченцы с Иконой Казанской Богородицы – единым приступом захватили Китай-город, а в ночь на 22 октября 1612 года, греческому Архиепископу Арсению сидевшему в Московском Кремле, осажденном поляками, вместе с Патриархом Гермогеном, томившемуся в плену ожидая смерти, услышавшему, что кто-то, сотворив молитву, вошел в его келию и келия, озарилась необыкновенным светом; это был преподобный Сергий, который сказал:
«Арсений! Господь Бог услышал молитву рабов Своих и ради молитв Всенепорочной Своей Матери и Великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, с которыми был ходатаем и я, завтра этот город возвратит Православным христианам и врагов ваших низложит».
Весть о видении тотчас разнеслась среди войска и народа и всех ободрила, на следующий день 4 ноября Русскими войсками был взят Китай-город!
25 октября спустя три дня – после взятия Китай-города – был подписан договор, по которому оговорены условия сдачи - пленным наёмникам сохраняется жизнь, а бояре и окольничие, которые с ними находились – вернут в казну Государевы и Земские ценности и отдают удерживаемых ими пленных - не желавших присягать полякам!
Сдача гарнизона началась 27 октября, Князь Пожарский принимал шедших из Кремля боярина Ивана Романова с его племянником Михаилом и его матушкой – инокиней Марфой; Бориса Лыкова; Фёдора Шереметева; Ивана Воротынского и боярина Фёдора Мстиславского.
Остатки польских полков Будилы и Стравинского – выходили в Белый горол – сдаваясь ратникам Пожарского.
Полк Струся – выходил в Китай-город и сдавался казакам Трубецкого, а сам полковник Струсь пожелал сдаться воеводам Пожарского – опасаясь казачьей расправы.
Все наёмники проходили через Ивановскую площадь, где оставляли оружие и награбленное добро, которое принималось Мининым в казну.
27 октября город начали очищать от трупов и валявшегося оружия с боеприпасами.
Позже вопреки договору - казаки перебили – сдавшихся им поляков, потому Пожарский распорядился уцелевших пленных выслать в Ярославль, Галич и Ядрин, а командиры наёмников: Будила, Стравинский и Подбильский с частью офицеров была выслана в Нижний Новгород и Балахну.
Минин и Пожарский поселились на Арбате в Воздвиженском монастыре и занялись подготовкой к Земско-Поместному Собору, для избрания Царя!
1 ноября состоялся многолюдный Крестный Ход: казаки Трубецкого собрались у храма Иоанна Милостивого на Арбате, а Ополченцы Минина и Пожарского, собрались за Покровскими воротами у храма Казанской Божией Матери и, подняв хоругви с Ликом Спасителя, чудотворные иконы Казанской и Смоленской Богородицы, с образом Преподобного Сергия Радонежского, иконами Московских святителей Петра, Алексия и Ионы – дошли до Лобного Места, где Духовенством во главе с Архимандритом Троице-Сергиевой Лавры – Дионисием – был отслужен Благодарственный молебен!
Во время торжественного шествия за Духовенством шли Ополченцы Пожарского, из Фроловских ворот выходили те, кто был в плену у поляков, на Крестном Ходе все они, во главе с Архиепископом Арсением вошли в Кремль вместе с ратниками.
В Успенском Соборе Московского Кремля была совершена Божественная Литургия и чтобы не угасала память о Спасении Руси в 1612 году, было положено ежегодно 22 октября /4 ноября/ - творить торжественное воспоминание о спасении Москвы от врагов – заступлением Божией Матери Казанской!
В январе 1613 года, в Москве собрался Земско-Поместный Собор, при участии около 700 выборных от Русских земель человек: бояр, дворян, духовенства, поместного дворянства, купечества, казаков и свободных крестьян.
21 февраля Собором был избран новый Царь Михаил Феодорович Романов.
Были отвергнуты иностранные претенденты на Русский престол - Польский Королевич Владислав и Шведский Принц Карл-Филипп. Из Москвы в Кострому, к новоизбранному Царю отправилось торжественное посольство во главе с Архиепископом Рязанским Феодоритом, а также боярином Фёдором Ивановичем Шереметьевым, Князем Владимиром Ивановичем Бахтеяровым-Ростовским и окольничим Фёдором Васильевичем Головиным.
После двух отказов юный Михаил всё-же, принял из рук Архиепископа Феодорита Царский посох - символ власти Царя.
Некоторое время избранный Царь вместе со своей матерью, Великой инокиней Марфой, находился в Костромском Ипатьевском монастыре, скрываясь от Польских отрядов, которые еще бродили по всей России.
Крестьянин Иван Осипович Сусанин завёл один из таких отрядов в непроходимые леса - в ответ на требование поляков привести их к монастырю с Михаилом!
2 мая 1613 года, Михаил Романов прибыл в Москву, где 11 июля было совершено торжественное венчание его на Царство в Московском Успенском Соборе Кремля.
Богослужение возглавлял Митрополит Казанский Ефрем, а среди архипастырей ему сослуживали:
Митрополит Ростовский и Ярославский Кирилл /Завидов/ и Митрополит Сарский Иона, а Князь Дмитрий Михайлович Пожарский во время церемонии венчания нёс державу, один из древних символов власти и участвовал в Царской трапезе, за которой он был провозглашен Боярином.
На другой день после коронации, 12 июля - Кузьме Минину был пожалован чин Думного Дворянина и приставка ИЧ – потому купец Минин, стал Дворянином - Мининич.
Минину поручили вести всё финансовое хозяйство России, ввиду необходимости жить в столице, он получил оклад в двести рублей в год.
В 1613 году Царем Руси стал Михаил Фёдорович и ему - досталась страна в 300 городов, с численностью 10 миллионов 500 тысяч человек, в Москве 200 тысяч жителей, в то время как во Франции 20 миллионов 500 тысяч жителей; в Италии – 13 миллионов жителей; в Германии – 13 миллионов, а в соседнем Китае 300 миллионов жителей.
В России благодаря умной финансовой политике заложенной Мининичем - строились металлургические и текстильные заводы, вооружалась и вела войны армия, шло освоение земель, число городов удвоилось, а пограничные столбы не успевали передвигать!
Как Министр Финансов Руси - Кузьма Мининич - был в составе официальной делегации в Варшаве, для выработки отношений между Россией и Польшей.
"Выборный человек от всея земли" или "скромный мясник", как его называли – Кузьма Минин всю жизнь болел "душою за люди", и вверенное дело.
В декабре 1615 года он по делам казны выехал в Казань, но на обратном пути из Казани, умер в Чувашии, в мае 1616 года.
Все Царствующие особы, начиная с Екатерины-II, склоняли свои головы у гробницы Патриота Минина в Михайлово-Архангельском Соборе Нижегородского Кремля!
Боярин Дмитрий Михайлович Пожарский ещё не раз участвовал в военных походах и возглавлял ряд Российских Приказов /Министерств/: Ямской /Транспорта/, Разбойный /МВД/, Поместный /Юстиции/, Судный /Прокуратура 1628-1637/.
В 1638-1640 годах участвовал в переговорах с Польшей и Крымским ханом.
В 1636 году в Москве на Красной площади, на средства Пожарского выстроили Казанский Собор.
Незадолго до кончины, Боярин Дмитрий Пожарский, поехал на Валаам, где в монастыре оставил свою парчёвую ризу и принял постриг с именем Космы, в честь Минина.
Умер в 1642 году в 64 года и был погребен в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре!
В 1619 году, Иерусалимский Патриарх Феофан, будучи в России, пожелал увидеть монахов, которые с оружием защищали Троице-Сергиеву Лавру.
Первым был Афанасий /Ощерин/ преклонных лет.
Патриарх спросил его: "Ты ли ходил на войну и начальствовал над воинами"?
Старец ответил: "Да, Владыко святой, понужден был кровавыми слезами".
"Что же свойственнее иноку - молитвенное уединение или воинские подвиги пред людьми"?
Блаженный Афанасий, поклонясь отвечал: "Всякая вещь и всякое дело познается в свое время; вот подпись латинян на голове моей, от оружия; еще шесть памятей свинцовых в моем теле; в келии сидя, в молитвах, разве смог бы я приобрести таких побудителей к воздыханию и стенанию?
А было все это не нашим изволением, но по благословению пославших нас на Божию службу".
Тронутый мудрым ответом, Патриарх Феофан обняв его, благословил и остальных монахов-воинов и выразил одобрение всему братству Лавры Преподобного Сергия!
1620 год, Царь Михаил Фёдорович основал Свято-Троицкий Холковский, пещерный монастырь, на месте где в 1185г., произошла встреча В.К.Игоря Святославовича с братом Всеволодом, во время похода на Половцев. /Чернянский район Белгородской области/
1618г., основан Енисейск, в 1628г. – Красноярск, в 1631г. – Братск, в 1632г. – Якутск!
Сергей Иванович Жиленков Историк Царской Семьи
ссылка. https://cont.ws/@heccrbt/2125183
Комментариев нет:
Отправить комментарий